«Камера — мой главный источник знаний о мире и о себе самой»
Текст: Маргарита Хохлова
Фотографии: Иван Анисимов
Режиссер-документалист Беата Бубенец:
Герои рубрики «Самообразование» рассказывают, чему они учились и учатся сейчас. В новом выпуске участница «Артдокфеста», режиссер фильмов «Чечен» и «Полет пули» Беата Бубенец — о том, как научиться рассматривать жизнь и почему главное условие для образования — свобода, а лучшие книги — люди.
Учиться я люблю, образование и самообразование всегда были для меня каким-то естественным, увлекательным и при этом обязательно очень свободным процессом. Я родилась в Якутске и там провела первые пять лет жизни, у нас была большая семья, куча родственников, к которым мы часто ездили в гости, а летом меня отправляли в деревню к бабушке. Я постоянно попадала в какую-то новую среду, общалась с разными людьми. Это и было моим главным источником знаний, это меня формировало и развивало. Специально со мной никто не занимался, не было вот этого: «А теперь садись, будем учить буквы и читать по слогам».
Моей первой книгой стала повесть Максима Горького «Детство». Не знаю, как и почему именно она, но тогда это произведение меня потрясло. Я была примерно одного возраста с главным героем Алешей Пешковым, мы с мамой как раз только перебрались в Нижний Новгород, где и разворачиваются события произведения. Потом мы даже ходили на экскурсию в Домик Кашириных, где жил дед Горького и сам Алеша. Все это тогда остро отозвалось во мне и сейчас я понимаю, что не случайно. По сути, эта книга — пример настоящей документальной прозы. Так что к документалистике меня тянуло уже тогда, просто очевидным образом эта тяга проявилась намного позже.
В школу я пошла в начале 90-х, время было непростое, но мне повезло: я прошла специальный кастинг, и меня взяли в класс к одному из лучших преподавателей Валентине Михайловне Кукушкиной. Училась я всегда хорошо и с удовольствием. Не давалось одно — терпеть не могла заучивать параграфы и пересказывать, мне было просто лень этим заниматься. Единственной темой из естествознания, которую я почему-то решила выучить, был параграф про то, как образуются облака, — до сих пор его помню.
Что касается высшего образования, то я считаю, что его роль сильно переоценена. Знаю многих талантливых эрудированных людей, которые нигде не учились. Но лично для меня вуз был важным этапом, который научил главному — системно подходить к любому делу. Вопрос о том, куда поступать и кем быть, для меня решился как-то сам собой. Я рано поняла, что при всей любви к музыке (которой я занималась семь лет), точным наукам, шахматам и вокалу ничто не захватывает меня так, как люди. Поэтому решила стать журналистом и, послушавшись совета преподавателей, поступила на филолога в НГГУ.
О своем выборе, кстати, до сих пор не жалею и с благодарностью вспоминаю наших преподавателей — особенно Инну Константиновну Полуяхтову, которая читала у нас курс по зарубежной литературе. Казалось, что ей всегда было 90 лет, но при этом она очень громко и живо рассказывала нам о произведениях и писателях — так, будто еще вчера лично болтала с ними за чашкой чая.
На самом деле почти все, что я знаю, я знаю из художественной литературы. Курсе на четвертом я вдруг начала осознавать, что совершенно оторвана от реальной жизни. У моих сверстников кипела жизнь и бушевали страсти, а я об этом читала в книжках и вообще ощущала себя героиней какого-то средневекового романа. От звания филологической девы меня спасло одно — любовь к свободе. В какой-то момент я увлеклась психолингвистикой и даже думала связать свою жизнь с наукой, но работать по регламенту мне оказалось сложно. У нас ведь как устроено: если хочешь получить какое-то звание или степень, тебе нужно выполнить ряд конкретных стандартных шагов, для каждого из которых тоже есть своя инструкция. Мне же хотелось революционного подхода, а он в установленные рамки никак не укладывался. В итоге я просто написала хорошую магистерскую работу, она всем понравилась, а я с чувством неудовлетворенности решила, что с наукой у нас не сложится, и устроилась корреспондентом на местный телеканал.
Кроме людей, меня вдохновляет окружающая среда — так называемые места силы. В Москве это, например, Дом композиторов в Брюсовом переулке, где я поселилась сразу после переезда. Только представьте: там жил Коган, Кабалевский и я! Конечно, это воодушевляло. Я начала ходить на лекции, мастер-классы: тогда уже даже в Москве не осталось свободных СМИ и было ясно — нужно менять что-то глобально. Однажды я оказалась на мастер-классе Марины Разбежкиной, где она показала фильм Мадины Мустафиной «Милана» и рассказала, что набирает курс документалистов. Я подумала, что это именно то, чем я хочу заниматься: рассказывать истории о людях, но с принципиально новым подходом и степенью погружения. Это обучение, конечно, не было похоже на университет. Мы начали практиковаться с первых дней, за полтора года сняли два фильма и все это время даже не столько получали знания, сколько растили и воспитывали себя. Тогда я окончательно убедилась, что лучшие книги — это люди, а жизненный опыт зачастую важнее эрудиции.
Долгие годы образовательная привычка у меня одна — учить французский. Мне нравится его звучание, нравится культура страны. Но так как явной потребности в знании этого языка у меня пока нет, серьезно взяться за него не получается. В фоновом режиме учу его еще с университетских времен, так что это уже даже не привычка, а традиция. Хотя в целом языки даются мне легко: до пяти лет я говорила на якутском и русском; потом, кроме английского, изучала еще и болгарский.
Сейчас я существую в абсолютно цифровой среде: новости узнаю из Facebook, а другую важную и полезную информацию — из YouTube. Это, по-моему, вообще гениальный ресурс. Забыл, как варить сосиску, — нашел в YouTube. Хочешь разобраться, как устроена и работает новая камера, — тоже ищи там.
Не знаю — может, это говорит о деградации, но у меня сейчас прикладной подход к самообразованию. Я не столько получаю знания, сколько навыки и опыт, а мой лучший учитель на данный момент — мое любимое дело. Скажем, я ничего не узнала бы о революции и войне, если бы не собралась и не поехала в 2013 году на Майдан. Я вряд ли погрузилась бы в политику, если бы не стала снимать фильм про Ксению Собчак. И у этого образования нет границ: меня увлекает тема, и я иду снимать. Камера — мой главный источник знаний о мире и о себе самой, а каждый фильм в конечном счете про меня. Я неспокойный человек, и мне нравятся такие же неспокойные люди. Они меня вдохновляют, мне хочется их узнавать, рассматривать. Жаль, например, что мы с Пушкиным немного разминулись в веках: я бы хотела снять документальный фильм о его жизни.
Выбор Беаты Бубенец
Роберт Капа. «Скрытая перспектива»
Документальная книга о Второй мировой войне глазами военного корреспондента. Больше всего в этой книге мне запомнилось начало. Роберт Капа просыпается где-то в Америке без работы, денег и в состоянии полной неопределенности. Получает телеграмму с предложением отправиться на фронт и с легкостью соглашается. Эта книга неожиданно оказалась созвучна моей истории: через несколько месяцев после ее прочтения я уехала на Майдан. Это тоже было очень быстрое и простое решение, а дальнейшие события показали, что, хотя с момента выхода книги Капы прошло более 50 лет, на войне так ничего и не изменилось.
Кронин Пол. «Знакомьтесь — Вернер Херцог»
Книга о немецком режиссере документального и игрового кино, человеке, которому, как он сам говорил, «никогда не бывает скучно». Книга — наказ для всех, кто хочет стать режиссером, но не может решиться. Вообще для всех, кому не хватает смелости сделать первый шаг. Книга легко читается и вдохновляет на поиск приключений, убеждает, что для реализации мечты на самом деле нет никаких препятствий.
Максим Горький. «Детство»
Первая часть автобиографической трилогии о непростом детстве Алеши Пешкова в семье деда Василия Каширина в Нижнем Новгороде. Эта книга в свое время перевернула мой взгляд на мир, стала настоящим учителем дружбы, понимания и прощения. Она до сих пор остается для меня одной из самых важных и любимых. Это пример документальный прозы, которая отзывается остро, переживается тяжело, но из которой в итоге выходишь другим человеком.
Федор Достоевский. «Братья Карамазовы»
В юности я была страдающим человеком. И почему-то именно Достоевский и его «Братья Карамазовы» помогли мне с этим состоянием «вечного несчастья» справиться и найти ответы на вопросы, которые меня тогда волновали. Но советовать Достоевского я бы никому не стала и вообще считаю, что включать его в обязательную программу не стоит. У нас, в конце концов, для этого есть прекрасные благополучные писатели вроде Чехова или Бунина.
Марина Разбежкина
«Реальности не существует»
Я бы порекомендовала лекции Марины Разбежкиной всем, кто интересуется документальным кино и реальностью, кто хочет научиться, как говорит сама Марина, «рассматривать жизнь». Мастер-класс «Реальности не существует» как раз о том, что мир вокруг — невероятно объемный и нетривиальный, а любое кино, в том числе документальное, — это не отражение действительности, а отражение нас самих.
Проект «На ходу»
Проект «На ходу» — это серия видеоинтервью учеников Школы документального кино с людьми, которыми они восхищаются. Это очень личные и глубокие беседы на темы, которые в первую очередь волнуют самих студентов. Мои любимые: встречи Дины Барановой с Дмитрием Воденниковым, прогулка под ливнем Лизы Козловой с Яной Трояновой и разговор Оли Привольновой с Михаилом Чертовым.


Made on
Tilda