На искусствоведческой кафедре МГУ никто не учил собирать архивы и превращать то, что тогда было объектом написания фельетонов, в предмет серьезной научной работы. Поэтому приходилось учиться «с колес». У меня, конечно, и тут были учителя. Например, коллекционер Леонид Талочкин, совершенно уникальный человек, который прошел весь этот путь, не имея ни искусствоведческого, ни архивного образования. Его ментальная задача — зафиксировать сегодняшний день, свою современность — базировалась на любви к художникам, с которыми он дружил и чье творчество чрезвычайно почитал. Он одним из первых понял, что это искусство надо собирать, причем не просто как набор красивых картинок, но и осмыслять как нечто имеющее не только прошлое, но и будущность. Он очень увлекательно рассказывал о том, как можно хранить современность, в каком еще виде она может существовать помимо произведений искусства. И я у него как-то подсознательно переняла эту архивирующую механику. Тут одна из важнейших задач — просто попытаться втечь в современность и научиться расставлять там сети: как вы запомните сегодня с тем, чтобы вспомнить о нем завтра, спустя, например, пятьдесят лет. Или с тем, чтобы об этой современности вспомнил кто-то, когда вас уже не будет в живых.