Мы настолько отвыкли греметь монетами в кармане и шелестеть мятыми купюрами из бумажника, что забыли: всего несколько десятилетий назад сам факт нахождения денег где-то «в воздухе» казался дикостью. Сегодня пластик, недавняя революция, уже считается прошлым веком — ему на смену приходят другие, еще менее материальные выражения денег. Так, в 2004 году была анонсирована система NFC-платежей (от англ. Near Field Communication, «ближняя бесконтактная связь») — технология беспроводной передачи данных между устройствами, находящимися на расстоянии до 10 сантиметров. Именно благодаря ей мы можем приложить телефон, который всегда под рукой, к терминалу на кассе и не шарить в сумке в поисках наличных или картхолдера. Есть и более футуристичные штуки: например, платежное кольцо, которое впервые было представлено в 2015 году британским стартапом Kerv. В основе технологии — чип NFC, стоимость гаджета в рознице — почти £100. В прошлом году собственное «умное» кольцо представила Visa, каждый год появляются всё новые гаджеты, аккумулирующие в себе еще и платежные функции — часы, фитнес-трекеры и пр.
Все это серьезно сокращает дистанцию от получения денег до момента их траты. Раньше, чтобы получить зарплату, нужно было отстоять в очереди в кассу, расписавшись в получении конверта, сегодня — просто дождаться эсэмэски о том, что деньги «упали» на карту, и идти тратить их в ближайшее кафе, не беря с собой ничего, кроме телефона.
Несмотря на развитие виртуальных форм денег, банковские карты все еще занимают лидирующую долю на рынке безналичных платежей. Правда, это уже не просто пластиковый кошелек, а виртуальный носитель опций и скидок. Кешбэк, «Спасибо от Сбербанка», бонусы и скидки от магазинов, в которых оплачиваешь товары определенным типом карты, — все это очень напоминает тот самый натуральный обмен, с которого все начиналось (клиент мне — свою лояльность, я ему — скидку или подарок).