Похороны вузов и
школа агрессии
Можно ли решить все проблемы системы образования?
Почему мы до сих пор не избавились от бездумной учебы ради оценок, чем лечить коллективную глупость подростков, остались ли у классических вузов шансы на выживание и как вопреки всему оставаться учителем — к 1 сентября «Теории и практики» собрали материалы об образовании, которые помогут разобраться, что с ним не так, а также каким образом это исправить и приблизиться к идеалу.
Учеба ради оценок давно стала эпидемией школьного образования. Зараженные этим вирусом дети ведут себя как роботы: заучивают домашние задания от абзаца до абзаца, пишут сочинения по шаблонам, бесконечно тренируются решать однотипные тесты и во всем полагаются на помощь родителей. В то же время на рынке труда все чаще задачи, которые можно выполнить строго по инструкции, передают именно машинам, а от людей требуется способность рисковать, экспериментировать, изобретать и мыслить критически. Джули Литкотт-Хеймс разбирает эти проблемы на примере американской системы образования.
Во всем мире школы стараются бороться со случаями подростковой травли — например, в Университете Турку в Финляндии разработана программа по вопросам школьного насилия KiVa, которая уже признана одной из лучших и активно адаптируется другими странами. В России буллинг пока изучен мало, но постепенно таким темам, как влияние атмосферы в классах на детей, уделяется все больше внимания. Заведующий научной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского филиала ВШЭ Даниил Александров рассказал T&P, как изучают поведение подростков и школьный климат у нас.
Профессор психологии Лоуренс Стейнберг считает, что подростки употребляют алкоголь, курят или, например, не пользуются презервативами не от недостатка знаний, а в силу особенностей развития мозга: склонность к риску и другие изменения в поведении в это время заложены в нас генетически. T&P публикуют главу из его книги «Переходный возраст. Не упустите момент», в которой он объясняет, что такое «эффект сверстников», зачем школам программы по развитию самоконтроля, а также почему кричать на подростков — бессмысленно и непродуктивно.
Уроки географии
В японской школе обед можно считать частью учебного процесса. Первую государственную программу школьных обедов приняли после войны, чтобы спасти детей от голода, с тех пор она действовала постоянно, а с 2004 года все японские школы по закону обязали участвовать в программе «Секуику», которую можно перевести как «Учимся правильно питаться». T&P публикуют отрывок из книги «Самые здоровые дети в мире живут в Японии», в которой Наоми Морияма рассказывает, как японское общество столько лет противостоит фастфуду и формирует культуру здорового питания.
Как среднее образование поможет выпускнику выбрать профессию по душе и способностям и каково это — быть посредником между ребенком и реальностью? Интервью Кевина Сима, консультанта по профориентации из Института Раффлза — старейшей и одной из самых престижных школ Сингапура, в которой учились три президента и два премьер-министра.
Рассказ фотографа Олега Пономарева о школе, которая открылась в языческой деревне Республики Марий Эл еще до революции и мало менялась с тех пор: дети учатся в бревенчатой избе, которая топится печью, перед зданием разбит огород, а уроки часто проходят в мастерской или в коридоре.
Тегеранцы пьют много чая с розами и постоянно стоят в пробках, в Куала-Лумпуре летают огромные мотыльки и очень жарко, корейцы не только едят много кимчи, но и постоянно ходят в горы, а в Никарагуа все откладывают на завтра. T&P попросили студентов из России и СНГ рассказать про свою учебу в экзотических странах — Малайзии, Иране, Никарагуа, Южной Корее, Индонезии и Эквадоре.

«Книг и бумаги не хватало по всей стране, и матерям, если они хотели сами заниматься с детьми дома, приходилось переписывать учебники от руки». T&P публикуют главу из книги «Повседневная жизнь в Северной Корее» журналиста Барбары Демик.
Форма и содержание
Любые взятки за хорошую учебу убивают в ребенке интерес к самому процессу и в итоге лишают его внутренней мотивации учиться, уверен психолог Альфи Кон. В книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» он доказывает, что базовая стратегия «Сделай то — и получишь вот это», которую мы используем как с детьми, так и с подчиненными, порочна и опасна. «Теории и практики» публикуют фрагмент.

Разговоры о возвращении формы в российские школы ведутся не один год. Большинство образовательных учреждений вводят элементы дресс-кода и просят родителей одевать детей не по собственному усмотрению, а согласно правилам: никаких узоров, ярких цветов и джинсов. T&P попросили главного редактора журнала «Теория моды» Людмилу Алябьеву рассказать краткую историю школьной формы.
Доктор медицинских наук, известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел связывает данные научных исследований о мозге с медитативными и духовными практиками. В своей книге «Внимательный мозг» он приходит к выводу о пользе медитации в повседневной жизни. T&P публикуют главу о важности навыка рефлексии.
Может ли молодой учитель в одиночку внедрить принципы гуманистической педагогики в отдельно взятой школе? Реально ли научить школьников не искать единственно верный ответ, а провести собственное исследование проблемы? Готовы ли ученики к грядущей реформе школьного образования, которая предоставит им гораздо большую свободу выбора?
Во время дискуссии «Образование будущего: альтернативы и возможности» на Петербургском международном экономическом форуме представители IT-компаний и независимых школ обсудили, что значат общие формулировки вроде «новых методов обучения» и «раннего профориентирования» на деле, как должна меняться система высшего образования, чтобы оставаться актуальной, и есть ли у классических вузов шансы на выживание. «Теории и практики» законспектировали выступления участников.
День учителя
Из-за развития искусственного интеллекта многие профессии находятся под угрозой, но степень опасности не одинакова для всех сфер: исследование PwC показало, что потенциально роботы смогут заменить только 9% работников образования (против 56% в транспортной сфере и 32% — в финансовой). При этом список педагогических профессий не состоит из одних школьных учителей. Создатель Telegram-канала «Вакансии в образовании» Степан Виленчик поговорил с людьми, работающими на самых разных должностях, о том, как они попали в профессию и стоило ли оно того.
«Понятие «класс» должно исчезнуть», — считает выпускник Физтеха, создатель адаптивной платформы для школьного образования «Учи.ру» Иван Коломоец. В интервью T&P он рассказал, как самые разные технологичные инструменты, от онлайн-игр до Big Data, влияют на успеваемость школьников и переформировывают систему образования в целом. И, конечно, о том, насколько сложно запустить собственный образовательный проект в России.
Книга Нины Джексон «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии» — это неформальная методичка. Джексон приходилось работать в самых разных школах, так что ответы на вопросы, которые волнуют преподавателей во всем мире, она берет из личного опыта. T&P публикуют отрывки о том, надо ли ругать детей за плохой почерк, что делать, если в классе много интровертов, и как быть с дислексией, аутоагрессией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Кратко
Осенняя подписка
В соцсетях можно встретить не только мемы и сомнительных комментаторов, там же давно хранятся лучшие экземпляры образовательного сегмента: лекции, архивные фотографии, редкие книги, а главное — неожиданные подходы к темам. T&P провели ревизию и выбрали лучшие образовательные каналы, паблики и аккаунты.

Источники: © urfinguss / iStock
Made on
Tilda