Практики современного искусства доказали, что ни границы произведения, ни наше представление о зрителе не могут оставаться установленными раз и навсегда. Так же и публичная сфера в нашем понимании — как место, где встречаются и взаимодействуют — была дематериализована и/или расширена. Мы больше не можем рассматривать публичную сферу как целостную структуру, как некое место и/или формацию, как предлагал Юрген Хабермас в своем знаменитом
определении буржуазной публичной сферы. Проделанный Хабермасом социологический и философский анализ возникновения так называемой публичной сферы, который часто критиковали за нормативность и идеализм, по сути воспроизводит идеалы и самосознание зарождающегося буржуазного класса. Она провозглашает рационального субъекта, способного к публичному выступлению как бы за пределами себя:
в обществе и
об обществе. Таким образом, он разделяет
частное (семья и дом: собственность),
государственное (институции, законы) и
публичное (политическое и культурное).
Однако мы должны понимать публичную сферу как раздробленную и состоящую из нескольких пространств и/или формаций, которые иногда соединяются, иногда отменяют друг друга или же находятся в отношениях конфликта. Благодаря усилиям Оскара Негта и Александра Клюге мы теперь знаем, что как субъекты, взаимодействующие с любыми публичными сферами, мы зависим от собственного опыта. Существуют не только публичные сферы и их идеалы, но также и «контрпублики». Делая акцент на понятии опыта, Негт и Клюге не только указывают на неравный доступ к хабермасовской публичной сфере, но также исследуют модели поведения и формы высказываний или действия в различных пространствах. Согласно их анализу, и рабочее место, и дом понимаются как «публичные», то есть пространства, формирующие коллективный опыт. Тем самым они стремятся утвердить конкретную, но неоднородную публичную сферу. Ее можно называть «пролетарской» в противовес нормативной «буржуазной» публичной сфере.
Контрпублику следует понимать как особую структуру, незначительную или даже подчиненную, где формируются или распространяются оппозиционные дискурсы и практики. В то время как публичная сфера в классическом буржуазном понимании ратовала за универсальность и рациональность, контрпублики настаивают на противоположном — или, говоря конкретнее, они трансформируют существующие пространства, наделяя их новыми идентичностями и функциями. Наиболее известный пример — использование геями публичных парков в качестве «плешек» для знакомства. Здесь архитектурный контекст, определяющий модели поведения, остается неизменным, в то время как его использование существенно меняется: приватные действия начинают исполняться публично.