Что о нас знают социологи
7 видеолекций об общественном мнении, проблемах поколений и моде на индивидуализм
«Теории и практики» собрали записи лекций социологов, которые изучают, как устроено современное общество. Насколько сильны различия между миллениалами и другими поколениями, как часто человек выбирает одиночество вместо отношений и кем именно производится «общественное мнение» — в подборке видеолекций T&P.
Мы живем в эпоху социального перелома, который вызван не политическими или экономическими преобразованиями, а скорее сменой поколений. В этих условиях особенно важным становится анализ межпоколенческой динамики с особым акцентом на поколении миллениалов, вступивших в период взросления в 2000-е годы. Действительно ли это поколение отличается от своих предшественников и насколько серьезны и значимы их отличия — рассказывает Вадим Радаев, доктор экономических наук, профессор, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований и первый проректор НИУ ВШЭ.
Некоторые социологи, среди которых выдающийся Зигмунт Бауман, утверждают, что современные шведы несчастны: что они, как и многие другие европейцы, разучились любить и больше в любви не нуждаются. Так ли это на самом деле, означает ли индивидуализм полный отказ от отношений и актуальны ли проблемы коллективизма и тесных связей между людьми для России, или у нас особый путь? Эти и другие вопросы подробно рассматриваются в лекции социолога, доцента департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Любови Борусяк.
Согласно теории французского социолога Бурдье, высшим классам, потребителям элитарной литературы, удается добиться признания своего вкуса как «хорошего», а вкусов низших классов — как «плохих». Однако этой теории в последние десятилетия был брошен вызов: распространение массовой культуры стирает различия между разными группами. Опираясь на данные о литературных предпочтениях и социальных атрибутах 80 тысяч читателей петербургских библиотек, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов попробовал оценить, что из этого верно в отношении России.
Кинематограф часто довольно точно передает жизнь: мы можем легко понять, как люди жили в прошлом, как живут в настоящем, в другом городе или точке Земли. В этом смысле это точный документ. С другой стороны — каждый фильм содержит элементы фантазии. Между фиксацией реальности «такой, какая она есть» и полетом фантазии есть напряжение, которое и изучают социальные ученые. Как взглянуть на фильмы с точки зрения социолога и антрополога, рассказывает кандидат философских наук Денис Сивков.
Кандидат социологических наук Виктор Вахштайн рассказывает о технологических оптимистах, «сетях человеческих взаимоотношений» и несбывшемся кошмаре Хайдеггера. Как идеи, изначально предназначенные для осмысления технических объектов, начали мигрировать в смежные области; как процесс поиска пропавшего в Эдинбурге кота может повлиять на будущую организацию города; как люди своими действиями создают и упорядочивают привычный мир — в лекции на T&P.
Социология эмоций
1 час 46 минут
Многие социологи разных школ приходят к общему мнению, что эмоции необходимо рассматривать только в социально-структурном и культурном контексте и в зависимости от исторического времени. На примере чувства стыда лектор Ольга Симонова, доцент кафедры общей социологии факультета социологии НИУ ВШЭ, показала, как именно ученые пытаются определить границы различных эмоций с учетом культурной специфики и классифицировать их через анализ обыденного языка.
Как работают интервьюеры ВЦИОМ, ФОМ и «Левада-центра», как они выстраивают коммуникацию с респондентами и интерпретируют их ответы и как именно получаются цифры и проценты, которые мы в итоге видим, — в своей лекции социолог Дмитрий Рогозин рассказал о своих полевых исследованиях, о сопротивлении бюрократической машине государства и построении языка, понятного респонденту.
Еще
Made on
Tilda