Хороший пример: в США попробовали построить такую базу на Земле, и ничего не получилось. Они хотели создать изолированную микросреду, в которой люди смогли бы обеспечить себе самодостаточное существование. Базу построили, но забыли подсчитать, какое количество кислорода поглощает цемент, и очень быстро кислорода стало не хватать, его пришлось добавлять. По-моему, это очень красноречивый пример. Способны ли мы на самом деле вычислить, сколько нам требуется кислорода? И это только проблемы, связанные с постройкой, а есть еще логистические схемы для продуктов питания. Обри говорит, что мы приблизимся к бессмертию через 15 лет, но я не понимаю, как это возможно.
Другой пропагандист бессмертия, Рэй Курцвейл, поддерживает институт Обри ди Грея. Никто не спорит с тем, что он гений. Этот человек изобрел планшетный сканер, особые синтезаторы и заметно повлиял на развитие искусственного интеллекта. Что тут скажешь — очень умный человек, внесший огромный вклад в развитие технологий. Курцвейлу определенно нравится верить в свои фантазии. Получается, мы верим, что сможем исцелить биологические патологии, а Курцвейл солидарен с экстропианцами.
Экстропианцы верят в то, что можно воссоздать сознание отдельного человека с помощью компьютера — при условии, что есть настолько мощный и высокоорганизованный компьютер. Вам просто нужно сделать такой компьютер. И Курцвейл в определенном смысле вторит им, говоря, что мощность, скорость работы, память — все эти показатели развиваются в геометрической прогрессии. Действительно, есть вероятность, что на самом деле появятся компьютеры, способные воссоздать человеческое сознание. Хотя, конечно, скорость работы, память и вычислительные мощности еще не есть сознание. Забавно: мы говорим о том, чтобы воспроизвести человеческое сознание, тогда как лучшие ученые, философы, биологи пока не могут дать определение сознанию. Мы не знаем, почему мы им обладаем, как эволюция пошла в этом направлении, это совсем не ясно. Так что я не очень верю в будущее этой модели постгуманизма. Боюсь, что смерть будет неотъемлемой частью нашего существования еще очень долго.
В связи с античеловеческим, антигуманным будущим, где уже не останется никаких людей, нельзя не упомянуть такие движения, как Deep Green Resistance или Earth First. В целом они придерживаются мнения, что чем скорее люди исчезнут, тем лучше для космоса — или, по крайней мере, для Земли. Представители Deep Ecology (а Deep Green — их наиболее радикальная часть), вполне возможно, правы. Наверное, мы должны защищать дикую природу, стараться меньше влиять на жизнь планеты, уважать и признавать ценность всех остальных живых существ. Однако они никогда не дают ответа на вопрос о том, что делать с населением.
Радикалы, разумеется, говорят, что конец человечества близок и неизбежен. Остальные представители Deep Ecology не могут согласиться с этим: разрушать все вокруг, помогая Земле избавиться от человечества, — вряд ли хорошая идея. Они полагают, что такое рациональное движение необходимо, чтобы объяснять людям: население Земли должно быть в районе 100 миллионов. Не миллиардов — миллионов. Радикалы считают, что решением могло бы стать какое-то событие, которое повлечет за собой неизбежную гибель человечества. Надо сказать, что перспективы людей выглядят скверно. Должны ли существовать создания, которые специализируются на интеллектуальной деятельности? Возможно, люди окажутся самым недолговечным видом на нашей планете — по крайней мере, из тех, которые нам известны.
Среди всех направлений постгуманистической теории есть только одна, стоящая упоминания. Мы можем переосмыслить свои отношения с другими видами так, что это будет с пользой, с одной стороны, и намеренный симбиоз — с другой. Я хочу поделиться с вами историей шимпанзе Канзи. Канзи — не просто обезьяна, он знает много слов, около 800–1 000. Ведь это как раз то, что всегда нас разделяло и отчего на интернатурализм всегда смотрели косо. Конечно, он всегда будет казаться немного сомнительным и антропоцентричным до некоторой степени, но ведь водораздел всегда пролегал по линии языка. Люди могут адекватно выразить свои потребности и желания, тогда как другие виды — нет, и мы можем только предполагать, что они пытаются нам сказать, и эти предположения всегда будут больше говорить о человеке, чем о животных.
Итак, Канзи может выразить свои потребности и желания до некоторой степени. Любопытная история. Вот это доктор Сью, которую Канзи относит к своей стае, как и большинство людей, работающих с Канзи каждый день. Действительно, они фактически живут вместе и в целом взаимодействуют, как стая.