Анализируя различные поведенческие эксперименты, Морер нашла убедительные косвенные доказательства, подтверждающие гипотезу об убывающей по мере взросления синестезии и истончающихся нервных связях. Ранним примером стало исследование 1974 года ученых Гарвардской медицинской школы. «Если подсоединить электроды к голове новорожденного и дотронуться до запястья, в тактильной коре можно наблюдать увеличение активности, — рассказывает Морер, — а если одновременно включить белый шум, изменения в тактильной коре усилятся». Другими словами, в мозге новорожденного прикосновения и звуки усиливают друг друга. Но та же часть мозга взрослого человека, не обрабатывающая звук, не показывает никакого увеличения активности.
Это исследование подкрепляет результаты многолетних наблюдений за развитием зрения у новорожденных, проводимые в больницах. Морер вспоминает, что, когда все дети в общих палатах начинали громко плакать, те, которых один раз нежно касались, мягким голосом что-то говорили или накрывали мягким пуховым одеялом, расплывались в блаженной улыбке. Похоже, дети реагируют на общий уровень стимуляции, независимо от ее происхождения. Это как если бы нервная система просто суммировала звук, зрение и осязание.
Но со временем специфичность вступает в свои права. Морер ссылается на работы Хелен Невилл, нейробиолога из Орегонского университета, чье исследование 1995 года показало, что речь вызывает мозговые волны в слуховых и зрительных областях мозга у шестимесячных младенцев. Этот эффект снижался в сторону большей активности в слуховых областях к возрасту трех лет. Эти и другие исследования привели Морер к выводу, что гиперсвязанные нейронные сети, наблюдаемые у младенцев, истончались с течением времени или редели под влиянием окружающей среды и опыта. Она считала, что это истончение постепенно приводило к исчезновению психоделических эффектов у всех, кроме синестетов, в чьем мозгу сплетения нейронов только крепли и разрастались.
По-настоящему воспроизвести опыт грудного ребенка невозможно, но недавно двум психологам из Калифорнийского университета в Сан-Диего удалось показать, как действует этот феномен. Кэти Вагнер и Карен Добкинс дали двухмесячным, трехмесячным, восьмимесячным детям и взрослым черные круги и треугольники на цветном фоне, либо красно-зеленом, либо сине-желтом. В одном пункте исследования они предположили, что младенцы-синестеты, которые ассоциировали треугольники с красным цветом, будут больше смотреть на треугольники на зеленом фоне, так же как и взрослые испытуемые.