ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Вуз или самообразование?
Как разработать личную образовательную стратегию и преуспеть в карьере
«Если я смогу завершить свою речь, то хоть что-то я здесь закончу!» — в мае 2017 года Марк Цукерберг стоял перед выпускниками Гарвардского университета и, сияя ослепительной улыбкой, признавался в том, что из альма-матер его хотели отчислить еще раньше, чем сам он ушел. У Цукерберга была проблема: научить тому, чем он хотел заниматься, его не могли нигде, даже в лучшем университете мира. Поэтому он и ушел.

Возможны десятки вариантов, в которых образование и вуз воспринимаются как разные цели: те самые новые профессии, которым не только в России, но и нигде в мире пока не учат. Или, к примеру, школьники и студенты зарабатывают больше своих родителей, не выходя из-за парты.

Технологии настолько стремительно меняют мир, что потребность в новом образовании может появиться где-то в середине жизни, когда уже сделана неплохая карьера. А иногда и сразу после получения диплома. Если до него вообще дойдет дело: самообразование легко и непринужденно конкурирует с академическими тяжеловесами. Все логично: хороших вузов в России больше не становится, а вот количество качественных курсов, образовательных программ и лекций растет — и будет расти дальше.

«Диплом — это история про то, когда нужна сигнальная система: иногда для работодателя равны все кандидаты, но выбрать нужно. Диплом говорит о том, что я уже вложился, потратил деньги, время, у меня есть нечто большее, чем у тех, у кого диплома нет. Это характерная ситуация для массовых профессий. А вот в штучных диплом играет десятую роль», — уверена основатель образовательного проекта Level One Анастасия Погожева, резидент коворкинга DI Telegraph.

«Для многих людей, с которыми я работаю, диплом не важен вообще. Например, для дизайнеров или фотографов, — говорит писатель, публицист, редактор, бывший директор по связям в Американской торговой палате в России и основатель Capital Perspectives Гай Арчер (также Гай ведет курсы письменного английского языка в DI Telegraph). — Конечно, они должны иметь определенный уровень технической подготовки, но, с моей точки зрения, будет ли это подтверждено именно дипломом, значения не имеет. Об уровне их профессионализма и навыках я сужу по их портфолио».

Подобный подход часто практикуется в образовательных проектах, коммуникационных агентствах и стартапах.

«Мы в Level One не корочки проверяем, а отталкиваемся от объема знаний, опыта, инсайда, таланта преподавателя, — подтверждает Анастасия Погожева. — Это наш естественный фильтр, и он отлично работает. Другие требования к уровню знаний и к качеству проведенного времени и у наших слушателей: все должно быть хорошо структурировано и организовано и вообще — интересно! В академическом формате такие требования есть лишь формально, на практике их сложно соблюдать. Как и сохранить мотивацию, а на самом деле мотивация — это главное. Когда получаешь знания не в академическом формате, а самостоятельно выбираешь темы, выше и мотивация, и твой реальный результат».

«Мне кажется, что каждый человек вообще должен учиться всю жизнь, неважно где: курсы, воркшопы, университет. Раз в квартал или полгода можно ходить и на непрофильные лекции, это очень круто, потому что такие знания развивают с разных сторон, — полагает сооснователь и руководитель коммуникационного агентства Setters Александра Жаркова. — Да, нужно быть готовым потратить время, но важно при этом иметь цель. Любую — от поиска ответов на свои вопросы до расширения круга общения, нетворкинга. Лично мне очень интересна техническая сторона: как устроен тайминг, как люди выступают, какие они ораторы» (компания Саши — один из многих образовательных резидентов DI Telegraph, в пространстве которого постоянно проходят лекции и курсы).

История с Цукербергом, на которого спустя 12 лет все-таки надели шапочку-конфедератку гарвардского выпускника, показала, что тандем даже самой головокружительной карьеры и самообразования может быть успешным.

T&P поговорили с теми, кому смелый взгляд на собственную образовательную стратегию помог радикально изменить свою жизнь.
Окончить экономический университет, отвергнуть
офисную работу, стать партнером образовательного агентства и начать учиться на бизнес-аналитика
Мария Луценко
партнер образовательного агентства, основатель магазина очков Party of 2/two, 27 лет
После того как я окончила вуз по направлению «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», по специальности я не работала. Еще во время учебы в Санкт-Петербургском экономическом университете меня взяли в крупную логистическую компанию. Но на тот момент традиционный офисный формат с 10 до 19 с перерывом на обед (и отсутствие коммуникаций с разными людьми) мне показался неинтересным.

Я решила не экспериментировать и найти работу, которая бы мне нравилась. Как это понять в 21 год? У меня был хороший диплом, опыт работы за границей и отличный английский — эти активы я и стала использовать, когда задалась поиском вакансий и составлением резюме. В результате я прошла собеседование в одно из образовательных агентств Петербурга, которое занимается помощью в организации обучения за рубежом и консультирует зарубежные вузы на рынке России. Спустя 4,5 года стала партнером агентства.

В Москве я резидент коворкинга с лучшей локацией в городе — DI Telegraph, с его креативной атмосферой и множеством интересных людей рядом. Моя работа связана с анализом образования, рынка труда, планов человека, его целей. От подруги, которая работает в ИТ-сфере, я впервые узнала о бизнес-аналитике, а затем захотела понять: можно ли улучшить мою собственную работу при помощи методов и подходов бизнес-анализа?

Я не планирую идти в вуз, хочу освоить этот предмет полностью самостоятельно. Первое, что я сделала, — составила образовательный план, наметила, в какие сроки и чего именно собираюсь достичь. Мой сегодняшний этап — получение базовых знаний. Для этого я читаю книги: Карла Вигерса («Разработка требований к программному обеспечению»), Алистера Коберна («Современные методы описания функциональных требований»). Я подробно изучаю новый материал — диаграммы, нотации. Разбираюсь, пока не пойму. Пользуюсь YouTube: смотрю лекции и ролики с разбором разных кейсов, это очень помогает.

Конечно, и на Courserа есть соответствующий курс, но пока он мне не подошел, придет и его время. Моя первая ступень — получение базовых знаний в бизнес-аналитике, терминологии, методах. Это займет около двух месяцев. Потом попробую англоязычные ресурсы.

Что будет дальше? Пока не знаю. В планах — разобраться в бизнес-аналитике и состояться в этой области. Есть ли страх начать с нуля? Нет, хотя, возможно, я пока этого не поняла. Есть интерес и жадность до знаний и новых амбиций.

Как рискнуть не подавать документы в вуз и запустить свой проект сразу после школы
Игорь Фриденберг
разработчик игр и нарративный дизайнер, 21 год
Мне скоро 22, и пока у меня нет высшего образования. В самом начале 11-го класса я понял, что в ближайшем будущем вижу себя разработчиком игр. Но три года назад ни в одном российском вузе не было такой образовательной программы, поэтому и поступать куда-либо не было смысла. А поскольку я решил не подавать в вуз документы, то к ЕГЭ не готовился и получил ожидаемо низкие баллы. Хотя даже с ними можно было бы пойти в плохонький вуз.

Отлично помню, как меня разрывало от давления родителей, школы и среды в целом. И все же в борьбе со всеобщим мнением об обязательности высшей школы победило мое органическое нежелание поступать только ради диплома. И, знаете, это оказалось совсем не страшно. Главное — понимать свои ближайшие цели. И чтобы их добиться, я все же решил учиться — пусть и не в традиционном формате.

Узнал, что в Британской школе дизайна, в Screаm Sсhool, есть годовой курс гейм-дизайна. Деньги для оплаты учебы зарабатывал сам, оплачивая курс каждый месяц. Удивительно, но мне довольно быстро удалось устроиться на работу — диплом не требовался, хватило того, чему научился еще в школе. Первое время я работал в ИТ-поддержке хостинговых компаний и параллельно вынашивал идею разработки собственной игры. Собственно, ровно за этими знаниями я и шел в Screаm School.

Возможно, это звучит вызывающе, но я не считаю, что курс в Британке мне много дал. Напротив, был такой момент, когда меня не взяли на работу в одну крутую компанию, мотивируя тем, что в Screаm School готовят плохих специалистов! У меня вообще не очень клеится с общественными институтами — возможно, проблема в этом. Главный итог моего образования — нетворкинг. Наверное, это было единственное место в Москве, где я смог наконец встретить единомышленников.

С момента окончания Screаm School прошло два года. Еще тогда я решил, что гораздо эффективнее учиться самостоятельно, и теперь я учусь постоянно: изучаю по книгам сценарное мастерство и драматургию, тоннами поглощаю специальную бизнес-литературу, хожу на лекции, общаюсь с людьми, которые живут разработкой сценариев.

Сейчас я работаю нарративным дизайнером в собственном проекте: вместе с моей командой, художником и программистом, мы разрабатываем видеоигру для консоли и PC. Уже около года мы работаем без зарплаты, но в ближайшее время завершим прототип и рассчитываем выйти на издателя, фонд или инкубатор. Буду ли я учиться дальше? Буду — долго и нудно. Все мои инвестиции в смысле времени и знаний отбиваются.

Когда позволят средства, обязательно пойду на интенсив, чтобы получить нужные управленцу social skills. Вообще, гейм-дизайнер — это лишь первый шаг, следующий — production. И этому тоже нужно где-то учиться!

«Сегодня буквально за три месяца можно получить базу
по целой научной дисциплине и не ввязываться
в историю с бакалавриатом»
Сергей Нугаев
основатель образовательного проекта Kruzhok и
лектор в Школе дизайна НИУ ВШЭ, 25 лет
То, чем я сегодня занимаюсь, не противоречит моему образованию, но и не связано с ним напрямую. Мехмат МГУ — это классическая школа и сугубо академическое образование. С таким дипломом можно идти в науку, но это был не мой путь, так как в процессе обучения я чувствовал себя очень неуверенно и с постоянным ощущением, что занимаюсь не тем. При этом меня всегда увлекали гуманитарные предметы и на вещи зачастую я смотрел обывательским взглядом, понимая, что сложные концепты можно объяснять намного проще, а главное — с привязкой к реальной жизни. Именно это подтолкнуло меня в образование — проверить эффективность преподавания в таком ключе, как я сам хотел бы, чтобы мне преподавали. Сейчас у меня с друзьями есть образовательный проект про технологии — «Кружок», студия дизайна и разработки «Ориентир», еще я преподаю в Школе дизайна НИУ ВШЭ и в онлайн-школе Bang Bang Education.

Знаю, что для многих людей математика и геометрия были тяжелыми, даже страшными предметами в школе. И если такие люди как-то соприкасаются с естественными науками в стандартном ключе обучения, то работает принцип «учения ради учения», пользы в таком подходе — ноль, мотивации и вдохновения — еще меньше. На деле же математика, программирование — области до неприличия занимательные и в них можно разобраться и без специальной подготовки. Базовые концепции даже высшей математики — это не темный лес и не для избранных, если об этом правильно говорить и в рассказе апеллировать к понятным примерам.

В своих проектах я пытаюсь транслировать такой подход. Мы доказываем, что технологии и все, что с ними связано (в том числе дизайн), — это доступно, это интересно, это влияет на жизнь вокруг. При этом сегодня за два-три месяца можно получить базу по целой дисциплине, разобраться, что к чему, и не ввязываться в историю с бакалавриатом. Здесь главное, чтобы программа была действительно актуальной и студент получал реальные знания, привязанные к реальной индустрии. Например, когда подросток приходит к нам в «Кружок», мы помогаем в первую очередь увидеть карту знаний, понять, как технологии распадаются на множество разных направлений — от создания идеи, визуализации и дизайна до реализации в коде.

Очевидно, что у полноценного высшего образования и более коротких курсов разная роль и сравнивать их не совсем корректно, но в процессе обучения важно соблюдать баланс между теорией и практикой. Не стоит учить сто теорем без понимания того, где это может быть применимо, как и не стоит заниматься только практическим навыком, пренебрегая базовыми теоретическими концептами. Другая важная составляющая успешного обучения — преподаватели из индустрии. Это и делает программы актуальными, особенно такие, как веб-разработка, где тренды и технологии сменяют друг друга каждый год и только действующий профессионал сможет это учитывать и адаптировать программу.

А в остальном, если делиться знаниями без лишней академичности и поправления очков на переносице, обучение становится живым, к студенту приходит вдохновение. И именно в сторону вдохновения чаще всего сводится задача преподавателя. Направить, задать вектор движения и сохранить интерес — тогда учащийся и сам сможет достигнуть того, чего хочет. Мы каждый день учимся, но у меня есть возможность оказываться по обе стороны этого процесса. Поэтому точно знаю, о чем говорю.

Бросить университет после первого курса
и стать известным медиаменеджером
Павел Власов-Мрдуляш
исполнительный директор холдинга «Е-генератор»,
основатель проекта «Идеономика», 30 лет
После первого курса факультета журналистики МГУ я бросил учебу. С юности мечтал поступить, готовился несколько лет, ждал от журфака разнообразных возможностей для практики, работы «в поле», самореализации. А оказалось, что они если и появятся, то на третьем-четвертом курсе. До этого же предлагалось получать традиционное университетское образование гуманитарного профиля. Я окончил сильную московскую гимназию, отделение культурологии по блестящей авторской методике Владимира Глебкина, повторять пройденное было неинтересно. Тем временем за стенами университета полным ходом шла трансформация нашей индустрии, медиапотребление переходило в интернет, которым я активно пользовался много лет, даже что-то делал для разных информационных сайтов. После первой сессии стал искать работу, сходил на несколько собеседований, в том числе в РБК и РИА «Новости» (вакансии, к слову, находил через популярный тогда LiveJournal). Вторые откликнулись быстрее, так я стал работать в онлайн-редакции РИА с Натальей Лосевой. Агентство тогда менялось, было безумно интересно. Мы договорились, что я смогу совмещать полноценную full-time работу с посещениями занятий, когда это необходимо, и сдачей экзаменов. Но уже через несколько месяцев, после второй сессии, решил, что лучше не тратить на это драгоценное время.

Первые годы родители и другие старшие активно интересовались, когда я продолжу получать образование. Аргумент, что оно у меня уже есть — еще раз спасибо школе, — их совершенно не устраивал. Но в работе я ни разу не столкнулся с вопросом, какой у меня диплом, а значит, он и не нужен был. Есть области, где высшее образование — это до сих пор must: медицина, авиация, например. Но в мире предпринимательства (и конкретно у нас в диджитал) критично важен не диплом, а рабочий опыт и навыки. Их и следует совершенствовать — а также кругозор, который я тоже стараюсь расширять.

Я понимаю, что мало кому повезло получить такую базу в школе, часто необходим и университет. Пренебрегать им не стоит: фундаментальное образование, доведенное до логического конца, — огромное конкурентное преимущество, неважно, в какой из областей оно получено. Оно дает ракурс восприятия окружающего мира, поможет выбрать род занятий, а при необходимости и сменить его, оградит от многих манипуляций. Академическое образование — несомненный фундамент личности и интеллекта.

Наша старшая дочь Таня учится в пятом классе (у Павла и его жены Анны трое детей. — Прим. ред.), уже заводит время от времени разговоры о том, кем станет после школы. И знаете, как ни странно, я буду переживать, если она так же бросит университет. Проще учиться, когда у тебя свежие мозги: в юности мы очень восприимчивы к информации, она остается у нас надолго. Так что спешить с окончанием учебы, по-моему, не стоит, тем более и мы, и наши дети, растущие в фактически постиндустриальной экономике, будем работать гораздо дольше, чем наши предки.

Безусловно, надо выбрать правильный вуз, программу, преподавателей, не учиться «чему-нибудь и как-нибудь», а четко понимать, что и зачем ты делаешь. Родители здесь — бесценные помощники, но только не с дидактикой «иди туда-то, я лучше знаю», а советники, задающие правильные вопросы и помогающие найти свой путь.

Не у всех и не всегда получается с первой попытки, поэтому смена института или пауза в образовании — точно не катастрофа, не деградация, не разболтанность или желание ничего не делать. По-своему я продолжаю учиться — вообще, в современном мире этот процесс, наверное, невозможно прервать, иначе окажешься на обочине. И вообще, учиться — это так интересно! Благо огромное количество высокопрофессиональных материалов для преподавателей находится в открытом доступе, спасибо онлайн-платформам и просветительским проектам.

В своей профессиональной области по-прежнему с интересом участвую в конференциях, слежу за отраслевой аналитикой и ключевыми визионерами, читаю книги и смотрю лекции. Стараюсь поддерживать и общий гуманитарный уровень, хотя на него катастрофически не хватает времени. Пробовал различные онлайн-платформы, в том числе для получения новых знаний в смежных областях, но пока как-то не увлекло. Такое ощущение, что они неплохо подходят для освоения некоторых сугубо прикладных навыков — такая замена воркшопам, — но с точки зрения фундаментального образования пока ничем не лучше традиционных гимназий и университетов. Онлайн-платформу мечты я пока не встретил, жду не дождусь, когда такая появится в моей жизни.

Как советский инженер выучил язык с американскими миссионерами, финансы — в Беркли и открыл онлайн-школу по профессиональной организации мероприятий
Андрей Шешенин
основатель и глава Event University.pro, 51 год
Наверное, первое, что я должен сказать, — «Даже в моем зрелом возрасте не поздно менять свою жизнь». Но не скажу. И не потому, что поздно. Наверное, у меня есть талант к переменам, отчасти это и есть формат моей жизни. А сейчас зарабатываю на том, чтобы помочь людям поменять свою жизнь.

По старому советскому диплому я инженер электронных приборов, окончил Институт радиотехники, электроники и автоматики. При этом увлекался игрой в студенческом театре со съемкой любительского кино. Оборонный институт, в котором я работал после вуза, фактически закрылся. Я благодаря своим увлечениям попал на телевидение. Мы делали программу «Светская хроника» про вечеринки со звездами. И нам начали звонить с вопросом «А не поможете ли организовать мероприятие?».

Тогда только-только развалился Советский Союз, профессиональных курсов по организации и проведению мероприятий не было и в помине. В США, кстати, тоже. Поэтому всему учились сами. В числе наших первых клиентов были иностранцы — пришлось подтянуть английский. Хорошо, что случилась параллельная работа с американскими миссионерами: в течение двух лет моим рабочим языком был только английский.

Когда появилось онлайн-образование, я подтянул знания по корпоративным финансам на онлайн-курсах Беркли и Open University. А заодно досконально изучил и сами принципы онлайн-образования на различных платформах. И потом запустил свой бизнес — EventUniversity.pro.

Сегодня есть много мест, куда можно зайти и узнать, как организовать вечеринку, свадьбу или день рождения. Мой проект — не про локальные знания, с 2015 года мы учим организации мероприятий как профессии. А онлайн-формат помогает привлекать жителей регионов. Модель EventUniversity.pro — не лекции, прочитанные лекторами-практиками. У нас есть десять курсов — чтобы с нуля и до вполне приличного уровня обучиться профессии. Ведь в нашей профессии нет высшего образования и в ближайшее время не будет, как и во многих других сегодняшних новых специальностях.

Мне кажется, мы создали классную стартовую площадку для радикального изменения своей жизни. Многие проходят наши вводные курсы ради кардинальной смены профессий, а затем ищут соответствующую стажировку. За навыками ориентации в жизни и единомышленниками нужно идти в вуз, а за практическими знаниями — на курсы, лекции и в онлайн. Сегодня мы резиденты коворкинга DI Telegraph, это такое особое место, где все буквально бурлит от таких же увлеченных образовательными проектами ребят, как и мы.
Мария Уварова
генеральный директор коворкинга DI Telegraph
Образовательные программы в DI Telegraph — это неотъемлемая часть нашего бизнеса, важная часть бренда и нашей идентификации.

И не только потому, что мы хотим помочь нашим резидентам и гостям развиваться и найти себя. Под образовательными программами и мероприятиями мы часто подразумеваем просветительские: например, на фестивале Moscow FemFest мы привлекаем внимание участников к такому социальному явлению, как феминизм, стараемся максимально полно рассказать о его ценностях, о свободе выбора человека, его уникальности. Дать публике возможность послушать разные компетентные мнения — для DI Telegraph это очень важно.

В этом же духе проходит и наш Moscow Tech Meetup — встреча предпринимателей, инвесторов и экспертов. На Moscow Tech Meetup эксперты из области IT-технологий, маркетинга, медицины, науки, образования, культуры, искусства и предпринимательства делятся своими знаниями и уникальным опытом с самой широкой аудиторией.

В ближайшем будущем мы сделаем следующий шаг — продолжим развивать это направление уже через акселерационные программы.

Мария Филатова
директор по маркетингу коворкинга DI Telegraph
Нам не всегда хватает того образования, которое мы получили в университете. Мы взрослеем, меняем сферу деятельности, мировоззрение, желания и вкусы. Хочется учиться и развиваться порой в неожиданных для себя сферах. И вот приходит тот самый момент, когда сам себе даешь разрешение учиться тому, о чем когда-то мечтал, но не сложилось — потому что в детстве или юности востребованные, как тогда казалось, профессии навязывало общество. Сегодня все изменилось — за множеством новых профессий классическое образование не поспевает. Ничего удивительного: академическое образование — это огромный и сложный механизм, его тяжело быстро ориентировать на тренды про «здесь и сейчас».

Я очень рада, что сегодня на рынке есть качественные образовательные проекты, которые дают возможность абсолютно в любом возрасте получить знания, о которых когда-то приходилось лишь мечтать. Более того, их реально воплотить в жизнь! Все зависит только от нас самих.

В нашем коворкинге такие образовательные проекты есть. Их становится все больше — это замечательно, так и должно быть.

Источники: личные архивы героев, Yayasya, kaisorn, TarikVision, sdCrea / iStock
Made on
Tilda