«Если я смогу завершить свою речь, то хоть что-то я здесь закончу!» — в мае 2017 года Марк Цукерберг стоял перед выпускниками Гарвардского университета и, сияя ослепительной улыбкой, признавался в том, что из альма-матер его хотели отчислить еще раньше, чем сам он ушел. У Цукерберга была проблема: научить тому, чем он хотел заниматься, его не могли нигде, даже в лучшем университете мира. Поэтому он и ушел.
Возможны десятки вариантов, в которых образование и вуз воспринимаются как разные цели: те самые новые профессии, которым не только в России, но и нигде в мире пока не учат. Или, к примеру, школьники и студенты зарабатывают больше своих родителей, не выходя из-за парты.
Технологии настолько стремительно меняют мир, что потребность в новом образовании может появиться где-то в середине жизни, когда уже сделана неплохая карьера. А иногда и сразу после получения диплома. Если до него вообще дойдет дело: самообразование легко и непринужденно конкурирует с академическими тяжеловесами. Все логично: хороших вузов в России больше не становится, а вот количество качественных курсов, образовательных программ и лекций растет — и будет расти дальше.
«Диплом — это история про то, когда нужна сигнальная система: иногда для работодателя равны все кандидаты, но выбрать нужно. Диплом говорит о том, что я уже вложился, потратил деньги, время, у меня есть нечто большее, чем у тех, у кого диплома нет. Это характерная ситуация для массовых профессий. А вот в штучных диплом играет десятую роль», — уверена основатель образовательного проекта Level One Анастасия Погожева, резидент коворкинга
DI Telegraph.
«Для многих людей, с которыми я работаю, диплом не важен вообще. Например, для дизайнеров или фотографов, — говорит писатель, публицист, редактор, бывший директор по связям в Американской торговой палате в России и основатель Capital Perspectives Гай Арчер (также Гай ведет курсы письменного английского языка в
DI Telegraph). — Конечно, они должны иметь определенный уровень технической подготовки, но, с моей точки зрения, будет ли это подтверждено именно дипломом, значения не имеет. Об уровне их профессионализма и навыках я сужу по их портфолио».
Подобный подход часто практикуется в образовательных проектах, коммуникационных агентствах и стартапах.
«Мы в Level One не корочки проверяем, а отталкиваемся от объема знаний, опыта, инсайда, таланта преподавателя, — подтверждает Анастасия Погожева. — Это наш естественный фильтр, и он отлично работает. Другие требования к уровню знаний и к качеству проведенного времени и у наших слушателей: все должно быть хорошо структурировано и организовано и вообще — интересно! В академическом формате такие требования есть лишь формально, на практике их сложно соблюдать. Как и сохранить мотивацию, а на самом деле мотивация — это главное. Когда получаешь знания не в академическом формате, а самостоятельно выбираешь темы, выше и мотивация, и твой реальный результат».
«Мне кажется, что каждый человек вообще должен учиться всю жизнь, неважно где: курсы, воркшопы, университет. Раз в квартал или полгода можно ходить и на непрофильные лекции, это очень круто, потому что такие знания развивают с разных сторон, — полагает сооснователь и руководитель коммуникационного агентства Setters Александра Жаркова. — Да, нужно быть готовым потратить время, но важно при этом иметь цель. Любую — от поиска ответов на свои вопросы до расширения круга общения, нетворкинга. Лично мне очень интересна техническая сторона: как устроен тайминг, как люди выступают, какие они ораторы» (компания Саши — один из многих образовательных резидентов
DI Telegraph, в пространстве которого постоянно проходят лекции и курсы).
История с Цукербергом, на которого спустя 12 лет все-таки надели шапочку-конфедератку гарвардского выпускника, показала, что тандем даже самой головокружительной карьеры и самообразования может быть успешным.
T&P поговорили с теми, кому смелый взгляд на собственную образовательную стратегию помог радикально изменить свою жизнь.