Российский рынок сильно отличался от западного, поэтому, в зависимости от желания клиента и его возможностей, мы старались как-то адаптировать рекламу, которая приходила сюда от крупных зарубежных брендов. В советское время была очень популярной
«Оранжевая песня» Аркадия Арканова и Константина Певзнера, которую исполняла грузинская девочка Ирма Сохадзе. Мы работали над первым российским креативом и вспомнили про эту песню. Рынка авторских прав как такового тогда тоже еще не было, люди нарушали все что угодно, но мы не могли себе этого позволить с таким клиентом. Нас всегда волновала международная этика, даже если в стране законодательство этого пока еще не требовало. Отыскали авторов, приобрели у них права на использование в рекламе — нам это стоило каких-то смешных денег, около 100–200 долларов. У нас был радиоролик, наружка, транспорт с этими веселыми нотами, «оранжевые мамы». Это была достаточно удачная реклама, потому что мы взяли напиток, который все в стране уже знали, и смогли поженить международный бренд с российской темой. В целом такого почти не было: западные компании просто приходили со своей белозубой рекламой.
Конечно, мы набили много синяков и шишек. Однажды к нам обратилась американская компания Lederle для продвижения витаминов Stresstabs. Бюджет был крайне скромный, порядка 30–40 тысяч долларов, и клиент предложил потратить его просто и скучно — на рекламные статьи. Но мы придумали одну смелую идею — правда, сильно не надеясь на ее утверждение (фармацевтические клиенты обычно настроены консервативно). По нашей задумке на билборде сверху должен был стоять манекен в человеческий рост, одетый в настоящий костюм и ботинки, в позе, будто собирается сделать последний в жизни прыжок. На билборде только одна фраза: «Остановись. Прими Стресстабс».
Идею утвердили, щит установили на набережной у Белого дома, но простоял он только полгода. Нас заставили его демонтировать, так как ГАИ сочла его небезопасным для водителей: он привлекал слишком много внимания. За эти шесть месяцев нам пришлось несколько раз покупать новую одежду и ботинки для манекена — их постоянно снимали. Вместо нескольких рекламных статей у нас был целый шквал паблисити о нашей рекламе. В результате продукт был распродан буквально за месяц после установки билборда, и у клиента появилась другая головная боль — как быстро завезти новую партию в Россию.
Спустя пару лет после начала работы я возглавила наше российское агентство. С позиции руководителя самым трудным оказался поиск трудовых ресурсов. Например, во время работы с одним из наших первых клиентов, одним из крупных американских фармацевтических холдингов MSD (Merck Sharp & Dohme), нам надо было найти аккаунт-менеджера, и на работу мы пригласили врача. И так в каждом направлении нам приходилось обучать людей по ходу.
По моему мнению, к концу 90-х в рекламе уже появилось поколение людей, которые понимали, чем они занимаются. Это была первая волна профессионалов. Они же преподавали в первых профильных учебных заведениях или на курсах. Хотя были, конечно, какие-то академические товарищи в возрасте, скажем, пятидесяти, не понимающие, что такое коммерческий бизнес. Поэтому теоретическое образование, которое люди получали в 90-х, было совершенно неприкладным, важен был именно опыт.
90-е закончились для многих в 1998 году, когда был первый страшный кризис — по нам это тоже сильно ударило. Рекламный рынок рухнул, закрылись все банковские счета, расплачиваться ни с кем было невозможно. С одной стороны, для нас это было сильным ударом: пришлось сокращать штат, обороты у нас в несколько раз уменьшились. С другой стороны, мы тогда сильно постарались, выиграли тендер и получили большого клиента — «Святой источник». Удивительным образом уже месяцев через семь-восемь мы себя чувствовали абсолютно так же, как до кризиса. А самое главное, что кризис стал для нашего агентства толчком для начала работы в новой области — PR. Ведь, несмотря на рухнувшие бюджеты, клиентам уже нужно было говорить об имидже компании.