На журфаках этому посвящают несколько лекций, но попробуем сократить их до нескольких абзацев. При том, что и отзыв, и рецензия передают отношение автора к увиденному, первая основывается на личных эмоциях, вторая же опирается еще и на контекст. Преподаватель Медиашколы Игоря Попова Лада Мягкова формулирует так: «Рецензия — это в первую очередь анализ. Да, авторский, но обоснованный, грамотный и, возможно, даже провокационный».
В процессе написания следует отчетливо представлять адресата: это неискушенный зритель или профессионал (актер, режиссер, продюсер)? Ведь ожидания у них разные. зритель ждет подсказки и рекомендации из разряда «смотреть — не смотреть», а после спектакля хочет сверить свое впечатление со взглядом профессионала. Создатели спектакля ждут компетентной оценки, основанной на исследовательской работе, и если рецензия адресована им, важно знать контекст: историю, тенденции, забытые сплетни, имена, сравнения и противопоставления.
Отдельно рецензия подразумевает оценку создателей спектакля (режиссера, ведущих актеров, постановщика, костюмера и пр.): своим новым творением они поднялись на новую высоту или, наоборот, провалились?
В заключение Лада Мягкова советует: не перемудрите, не пересказывайте весь сюжет (за исключением случаев, когда сюжет ерундовый, а выдающейся является именно его подача) и не пытайтесь выставить свое «я». Рецензия — не про вас, а про спектакль.
Директор «Мобильного художественного театра» и главный редактор «Я в театре» Алексей Киселев добавляет, что текст о спектакле должен стать самодостаточным литературным произведением малой формы. "При этом, конечно, важно, чтобы текст был ёмким, умещал в себя минимальную необходимую информацию (кто поставил, где, как это выглядит, о чем это, почему это важно) и содержал не больше одной главной — стержневой — мысли». И добавляет: «Важно не забывать, что человек, намеревающийся отправиться в театр, вбивает в поисковик "спектакль такой-то отзывы зрителей", а не "рецензия на спектакль такой-то"».