Представь, что тебе нужно посмотреть фильм, который прокатывает только один кинотеатр в Москве. А ты Хабаровске. Что будешь делать? Правильно, полезешь в интернет смотреть пиратку. Ну и, как это обычно бывает, качество данного контента оставляет желать лучшего. Конкретно в твоём случае картинка приличная, но пираты оказались творческие, и снимали фильм мультикамерно, акцентируя за тебя внимание на тех или иных сценах, снимая их то с одного плана, то с другого. И так увлеклись визуальной составляющей, что забыли диктофон около колонки, и не оставили тебе ничего другого, кроме то вслушиваться в реплики актеров, пытаясь понять, что они сказали, то закрывать уши от невыносимого гула и перегрузов частот. Естественно, это прямо влияет на твоё восприятие, неминуемо искажая его со знаком минус. К чему я это говорю? Я хочу, чтобы ты держал это в голове, потому что моя рецензия основана именно на таком восприятии спектакля. Итак, речь сегодня пойдёт о работе режиссера Марата Гацалова «Утопия» по одноимённой пьесе Михаила Дурненкова. Посмотреть ее можно в Театре наций.
Сюжет.
Бизнесмен Кирилл находит алкаша Леху и выводит его из запоя с целью возродить Утопию — канувшую в лету пивнушку из 90х, в которой Кирилл с товарищами тусовался в молодости. По голливудским канонам Лёха идёт собирать дримтим, которая состоит из бывшей жены Нади и сына-наркомана Юры (русский колорит). Далее *спойлеры*
Картинка.
Мне кажется, сценография является гордостью этого спектакля. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, но я все же попробую описать. Над сценой наклонено огромное зеркальное полотно, которое отражает происходящее на ней. При этом герои лежат на полу практически весь спектакль, но, отражаясь в зеркале, существуют будто в двухмерном пространстве. И только бизнесмен Кирилл изредка принимает эту условность, когда нужно «спуститься» до уровня простых смертных, чтобы донести им свою мысль. Все остальное время он стоит на сцене. Дримтим же, наоборот, иногда поднимается на ноги, все остальное время проводя в лежачем состоянии. Этот ход показывает нам, насколько герои из разных реальностей. Не думаю, что буду оригинальным, окрестив всю картину Россией в миниатюре. И это настолько просто, насколько и гениально. Вот смотришь на огромное зеркало-Россию, со стороны вроде все нормально, ничего необычного, живут себе люди. Приглядываешься и понимаешь, что показалось, что в действительности люди «ползают», влачат убогое существование, а живёт только вот тот один «бизнесмен из 90х», живёт как человек. На протяжении всего спектакля на сцене валяются яблоки, их очень много. Прямо как ресурсов у самой богатой страны мира, но театральная условность такова, что вкушать эти яблоки может только Кирилл. Или это не только театральная условность?! Ну что, загрузился?! А это далеко не все. Здесь этого в избытке. Очень мрачно (в прямом и переносном смысле) и точно. Большую часть спектакля темно, как в ПГТ после заката. И, как там у Бродского, «Я сижу в темноте. И она не хуже в комнате, чем темнота снаружи». И не лучше. Она именно такая. Несмотря на то, что по сюжету события происходят весной-летом, от картины веет январским холодом. Не могу сказать, чем это вызвано.
Актёры
Есть два состава актёров, играющих Надю и Леху. Я смотрел запись с участием Ольги Белинской и Леонида Тимцуник, Кирилла играет народный артист России Андрей Соколов, Юру — Владислав Долженков.
Что получилось? Действующие лица ведут себя так, как мы и привыкли видеть. Бизнесмен как бизнесмен, алкаш как алкаш и т.д. Ничто не режет ни слух, ни глаз. Настолько органично актёры вписались в своих персонажей и пространство, что лично я до самого конца воспринимал их именно теми, кем они являются по сюжету. Игра актера Владислава Долженкова мне показалась особенно точной. Несмотря на некоторую клишированность образа, он смог достаточно детально показать все грани наркомана Юры в разных его состояниях. Также хочу отметить хореографию. По моим ощущениям, проделана огромная работа с хореографом для того, чтобы изобразить движения в двухмерном пространстве максимально реалистичными, но в то же время с некой долей киношно-комиксно-мультяшной условности.
Моменты.
Есть несколько моментов, которые меня зацепили и вызвали некоторые ассоциации. Не знаю, как их правильно назвать. Пусть будут режиссерские решения. (Могут быть спойлеры)
Когда семья собралась в ресторане, чтобы отметить свой успех, на сцене это показано, как люди, сидящие на дереве. В голове сразу возникает фраза «На людей посмотреть и себя показать». Как тебе такая интерпретация выхода в свет? Нарядные люди, сидящие на голом дереве, напоминают мне островки роскоши, как будто посреди центральной, но ободранной грязной улицы стоит шикарный ресторан с припаркованными люксовыми авто.
Есть сцена, где Юра под веществами плывет вперёд головой по сцене, раскатывая под собой белое полотно, в которое потом закутывается. Полотно очень похоже здесь на дорожку героина. Почему героина, спросишь ты. Потому что на сленге наркоманов его называют тёплым одеялом, в которое и укутался Юра.
Бутылка водки здесь светится. Как одна из наших национальных идей. Она источник света сначала для Лехи, а потом и для Кирилла.
Что в итоге?
«Утопия» Марата Гацалова — невероятно мрачная картина, пугающая своей точностью, простотой и реалистичностью. Ближайшая ассоциация для меня — фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева. Не верьте тому, кто будет говорить, что это про 90е. Или верьте, но помните, что они не закончились, они продолжаются. Утопия, которую строили почти целый век, сгорела, оказавшись дешевой пивнухой. И, может и хорошо, что я лишь подсмотрел в замочную щель «пиратской» версии с плохим звуком, доносящимся из-за дверей театра, а не погрузился в лицензионную версию убогой русской обыденности. Хватит мне и пожизненной VR-подписки на нашу «Рашн реалити».