Колпаков: Ну например: как сделать так, чтобы работать было интересно? Базовое правило: относиться к каждому, даже самому неинтересному заданию, как к потенциально сенсационной истории. Или как не сойти с ума, если ты провинциальный журналист и у тебя каждый год одно и то же: отопительный сезон и рвущиеся трубы, снегопад и заторы на дорогах, День ВДВ…
Тимченко: Или как задавать правильные вопросы самому себе. Для чего мы сейчас это делаем? Для кого? Кто наша целевая аудитория? Каких показателей мы хотим достичь на самом деле? С чего начинать проект — с идеи, с расчетов? А что следует за идеей? Есть правила работы, которые написаны буквально нашими нервами и седыми волосами. По большому счету такими правилами никто никогда не делится, но именно они позволяют избежать ненужных и бессмысленных действий. А это и есть эффективность.
Колпаков: Еще одна важная вещь про «Ферму» — это удачный повод заставить сотрудников подумать о том, чем они занимаются, порефлексировать на эту тему. В нашей работе многое делается на автомате, часто — просто потому, что мы так делали вчера и позавчера. А почему мы так делаем? А черт его знает, почему. Просто потому, что так повелось. А как заставить сотрудника думать про то, чем он занимается? Да никак. Сколько совещаний ни проводи, сколько сотрудников ни дрючь, очень тяжело добиться того, чтобы журналист или редактор стал размышлять о том, чем он занимается, почему он делает это именно так, какие практики полезны, а какие вредны, где он ошибается, а где совершает прорывы. Мы создаем идеальную ситуацию для того, чтобы наши редакторы не могли отскочить от этой части работы: если ты готовишь лекцию для «Фермы», то вынужден хорошенько подумать о том, чем занимаешься.