Теория труда:
можно ли работать меньше и отдохнуть так, чтобы наверняка?
Многие воспринимают работу как единственную возможность самореализоваться, но, с другой стороны, рынок труда часто напоминает скорее извращенный институт рабства, а в постоянной гонке за продуктивностью есть опасность случайно разучиться отдыхать. Как не впадать в крайности и защитить свое право на лень? «Теории и практики» вспоминают свои материалы о работе и гедонизме.
Большинство людей все время посвящают работе, а отдых кажется чем-то очевидным, чему не нужно учиться. Немецкий философ Йозеф Пипер не согласен с таким подходом. В своем труде «Досуг, основа культуры» он обстоятельно разбирает, почему между выходными и отдыхом нельзя ставить знак равенства и что необходимо, чтобы действительно набраться сил.
Дэвин Фидлер возглавляет направление Workable Futures Initiative в Институте будущего и исследует влияние технологий на организационные модели компаний. Он рассматривает компании как системы, которые создают условия для самореализации сотрудников, и предлагает технологические решения, способные изменить трудовой пейзаж на планете и помочь нам избежать безработицы в будущем.
Жизнь, не обремененная бесполезной работой и наполненная саморазвитием, — мечта всех больших утопий. Идеолог движения «Медленной жизни» Карл Оноре исследует современные практики, которые приближают общество к этой недостижимой месте. 35-часовая рабочая неделя, сон на работе и вечный досуг — T&P публикуют главу из книги Оноре «Без суеты».
В античные времена труд был участью рабов, в Средние века — платой за первородный грех, после Реформации он стал считаться полезной деятельностью, затем — важной частью индустриализации, чтобы в конце концов привести к капитализму и всех нас поработить. T&P решили разобраться в современных способах выхода из трудоориентированной системы — от сокращения рабочего времени и самоуправления на предприятиях до базового безусловного дохода.
Как от общества первоначального изобилия человек пришел к обществу неумеренного потребления — «Теории и практики» проследили историю развития трудовых отношений, сравнили их особенности в различные исторические периоды, выяснили, всегда ли труд играл важную роль в жизни людей, и подобрали несколько книг по теме.
Многие политики и экономисты до сих пор активно выступают за полную рабочую занятость и считают ее средством от всех государственных бед. Профессор истории Ратгерского университета, автор книги «No More Work: Why Full Employment Is a Bad Idea» Джеймс Ливингстон уверен: это все равно что в 1850-е защищать рабство. На примере американского рынка труда писатель рассказывает, почему идея работы за еду потеряла всякий смысл и что должно прийти ей на смену.
T&P публикуют отрывок из книги историка и культуролога Наталии Лебиной «Cоветская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю» — о взглядах большевиков на развлечения советского человека, регулировании свободного времени и переменах в трудовом законодательстве СССР, где продолжительность рабочего дня менялась несколько раз.
Трудоголики видят смысл в работе, гедонисты — в удовольствиях. Однако вряд ли можно встретить в жизни чистых представителей обоих видов: все так или иначе ищут баланс. T&P спросили о понятиях трудоголизма и гедонизма у психолога, а также узнали у молодых и успешных, что они делают, чтобы не впадать в крайности.
Узкопрофильные специалисты, которые досконально знают свой предмет, часто оказываются особенно востребованными на рынке. Однако человек по своей природе полиматичен — его интересы многогранны и не могут сводиться к чему-то одному. Роберт Твиггер, автор журнала Aeon, рассуждает об этом свойстве человеческого разума и призывает стремиться к новым знаниям — T&P перевели его статью.
Принято считать, что инновации по умолчанию приносят пользу, а в прогрессе заинтересован каждый из нас. При этом ежедневный труд огромного числа людей, благодаря которым новые технологии работают, остается незамеченным. Ученые Эндрю Рассел из Политехнического института SUNY и Ли Винсел из Технологического института Стивенса убеждены, что инновации — это просто пустой модный лозунг, а чтобы понять, как технологии могут решать реальные проблемы, человечеству давно пора обратить внимание на так называемый обслуживающий технический персонал.
Кино о работе на T&P
«Смерть рабочего», 2005 год
В конце XIX века во многих странах мужчины, женщины и дети работали ежедневно по 14 часов. Право на восьмичасовой рабочий день стало распространяться только после Второй мировой войны, а в странах третьего мира условия труда до сих пор отстают минимум на век. Режиссер Михаэль Главоггер в своем фильме рассказывает пять историй о людях, ежедневно рискующих жизнью ради заработка.
«Свалка», 2010 год
Свалки — известный источник проблем для окружающей среды: многие опасные для природы отходы не пропадают бесследно. Фильм Люси Уокер, Карен Харли и Жуана Жардима — о сотрудниках самой большой свалки мира Жардим Грамачо, а также об известном художнике Вике Мунисе, который приезжает в Бразилию, чтобы привлечь внимание к важной для страны проблеме.
«Врата небес», 1978 год
Документальный фильм Эррола Морриса о том, как устроен похоронный бизнес для домашних животных и почему люди выбирают такой вид заработка. В то время как одни люди вкладывают всю душу в свое дело и прогорают, другие нанимают профессиональных управленцев и преуспевают.
Made on
Tilda