За последние несколько лет чуть ли не каждая крупная tech-компания выпустила свою версию VR-очков (за исключением разве что Apple). Как правило, очки используются в паре с другим устройством: ПК (например, Oculus Rift, HTC Vive), игровой приставкой (Sony PlayStation VR) или смартфоном (Samsung Gear VR, Google Daydream, Google Cardboard и другие), от чего зависит и цена, и доступные функции. Oculus Rift, HTC Vive и Sony PlayStation VR позволяют пользователю перемещаться в виртуальном пространстве, перемещать объекты и т.д, а VR-очки для смартфонов дают минимальный контроль над происходящим (в основном можно просто смотреть видео в 360): поэтому самые интерактивные VR-проекты работают только для нескольких устройств. По той же причине все VR-очки стоят по-разному: от 600€ за HTC Vive до 4€ за картонные Google Cardboard.
Выйти из себя
11 проектов виртуальной реальности, которые помогут познать мир и понять других
Виртуальная реальность позволяет изучать и расширять возможности мозга, бороться с дискриминацией и предрассудками в обществе и лучше понимать людей, которые не похожи на нас. «Теории и практики» выбрали 11 проектов, которые используют VR-технологии в социальных целях, и попросили журналистку и VR-исследовательницу Наоми Рот оценить их и объяснить, зачем людям меняться телами, переноситься в виртуальную тюрьму или жизнь бездомного, смотреть на мир глазами лягушки и превращаться в дерево.
Обрести новое тело
Психологи и нейробиологи по-прежнему спорят о том, какие механизмы отвечают за узнавание себя и собственного тела. Последние пару десятков лет этот вопрос активно исследуют при помощи VR: эта технология эффективно помогает в «отделении» сознания от тела. VR успешно применяют в медицине (лечение ожоговых пациентов, восстановление после инсульта, терапия ПТСР и другое), и, похоже, наш мозг вполне охотно соглашается принять виртуальное окружение и виртуальное тело за свое. Исследования показывают, что, наблюдая за другими людьми, мы способны частично ощущать их телесные состояния как свои. Восприятие физических ощущений других людей помогает лучше понимать их действия и эмоции, поэтому эта телесная «солидарность» — одна из фундаментальных основ эмпатии.
Проект, позволяющий обменяться телами с реальным человеком и получить парный опыт. The Machine to Be Another задействует сразу несколько чувств: к визуальной стимуляции подключается осязание и проприоцепция (физическое ощущение положения собственного тела в пространстве). Если у вас получится синхронизировать свои движения с движениями напарника, то мозг поверит, что вы поменялись телами. Для этого нужна система из двух VR-шлемов с видеокамерами, так что опробовать проект в домашних условиях не получится, но его часто можно увидеть и протестировать на выставках и фестивалях в Европе.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
Как показывают исследования, мы склонны сопереживать людям, внешне похожим на нас. Например, ваш мозг будет активнее реагировать при видеозаписи похожего на вас человека, испытывающего физическую боль, чем если мучается человек с другим цветом кожи, волосами или носом. Виртуальная реальность преодолевает эту дистанцию, помещая вас самих в другое тело. Machine to Be Another наглядно иллюстрирует, как легко обмануть наше сознание. Это настоящая мультисенсорная галлюцинация, как оазис в пустыне: сколько бы вы ни твердили себе, что это невозможно и это неправда, вы все равно видите его.
Equal Reality
Доступно для HTC Vive
Полномасштабный тренинг в VR, призванный бороться с предрассудками против различных социальных групп. Вы можете примерить на себя тело представителя другого пола, расы, возраста, человека с ограниченными возможностями и так далее. В демоверсии, доступной на сайте, можно почувствовать себя на месте женщины или мужчины в инвалидном кресле, и испытать предвзятое отношение коллег.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
В отличие от The Machine to be Another, Equal Reality помещает вас не в тело реального человека, а в аватар, чьи действия ограничены заранее спланированным сценарием. Это ограничение искажает ваше видение: например, в случае с мужчиной в инвалидном кресле весь ваш опыт сводится к самой инвалидности и снисхождению окружающих, тогда как жизнь реальных людей с инвалидностью, естественно, представляет собой гораздо большее. В попытке пробудить эмпатию к другим нужно не забывать объяснять зрителю, что представить себя кем-то и быть кем-то — это разные вещи. Эмпатия, порожденная VR-симуляцией длиной в несколько минут, — только первая трещина в стене между вами и другим человеком.
Оказаться в другой жизненной ситуации
Чтобы сопереживать, не обязательно перемещаться в тело другого человека. Не все различия между людьми сводятся к телесным характеристикам: другие условия жизни представить порой ничуть не легче. В этом случае VR может помочь перенестись в новое пространство, не обязательно наделяя вас новым телом, ведь и с вашим могло бы произойти что-то подобное.
6x9
Доступно для всех устройств
Проект The Guardian, симулирующий тюремное заключение. У вас нет виртуального тела — только физическое ощущение вашего собственного, но вы частично контролируете происходящее взглядом. Симуляцию сопровождает аудио, записанное в настоящей тюрьме, что помогает погрузиться в историю.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
Этот проект — отличный пример того, как при помощи одного только пространства можно создать мощный опыт погружения. Стены тюремной камеры давят на вас, вокруг нет ни души, только пара предметов, напоминающих о нормальной жизни. Единственная связь с другими людьми — это крики и брань, доносящиеся из-за двери. Изоляция превращает вас в призрака: вы перестаете ощущать себя человеком, личностью, теряете связь с миром.
Becoming Homeless
Доступно для HTC Vive
Проект лаборатории Virtual Human Interaction Lab Стэнфордского университета предлагает пережить интерактивный опыт жизни бездомного. Вы не сразу оказываетесь бездомным, а становитесь им постепенно: теряете квартиру, ночуете в автобусе, пытаетесь избежать нападения «охотника на бомжей». Несмотря на частичный контроль над происходящим, вы обязательно окажетесь на улице: эта неизбежность заставляет задуматься о судьбе настоящих бездомных и представить, как они могли оказаться в подобной ситуации.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
Мы все слышали истории о том, как люди оказываются на улице, как они подвергаются травле и агрессии со стороны окружающих, но нам сложно по-настоящему представить это, тем более представить на их месте себя. Becoming Homeless позволяет пережить стресс от потери дома, изоляции от общества, жестокости, которые вы не просто наблюдаете, но ощущаете всем телом. Это приглашение погрузиться в ту неизвестность, которой мы все так боимся, из-за которой мы не смотрим в глаза бездомным людям. Мы так часто утешаемся простыми объяснениями (бездомные сами выбрали такую жизнь или дошли до нее по своей вине), но зачастую на улицу людей вышвыривает череда неудачных событий, и Becoming Homeless разыгрывает именно этот сценарий. От вас до бездомного — рукой подать.
Попасть в историю
VR-журналистика — популярный жанр, который давно используют многие известные издания (например, The New York Times, The Guardian, PBS). Несмотря на то что многие проекты — это просто 360-видео, уже сам формат обеспечивает ощущение присутствия: зритель выбирает, куда смотреть, исследует пространство и в какой-то степени становится свидетелем происходящего.
The Displaced
Доступно для всех устройств
Фильм The New York TImes и компании Within о судьбе трех детей — из Южного Судана, Сирии и c Украины, — из-за войны вынужденных покинуть свои дома. Главные герои обращаются прямо к вам и рассказывают свои истории. «If I could, I would turn into a lion, finish my enemies and then turn back into a child» («Если бы я мог, я бы превратился во льва, убил своих врагов, а потом бы превратился обратно в ребенка»).

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
The Displaced не требует от зрителя активного участия, а предлагает наблюдать и слушать. Иммерсия достигается просто отсутствием рамки экрана, этого окна, через которое мы обычно наблюдаем за новостями и чужими историями. В виртуальной реальности эта преграда между вами и историей исчезает: если персонаж смотрит в камеру, он уже заглядывает в глаза зрителю. Это очень мощный инструмент, который прекрасно работает для привлечения внимания к глобальным проблемам, например миграционному кризису: я много раз наблюдала, как люди плакали после просмотра The Displaced, Clouds Over Sidra илиThe Crossing — просто потому, что они наконец по-настоящему увидели и услышали истории беженцев. Когда между вами нет никакого барьера, вы не можете отвернуться и перестать слушать.
Kiya
Доступно для всех устройств
Фильм о домашнем насилии, срежиссированный известной VR-журналисткой Нонни де ла Пенья и ее компанией Emblematic Group: вы наблюдаете, как бойфренд героини угрожает застрелить ее, а две ее сестры пытаются ему помешать. Как и все остальные проекты Emblematic Group, этот фильм основан на реальном событии и воссоздан в формате компьютерной графики без всяких изменений и без вмешательства рассказчика. Он сопровождается подлинной аудиозаписью с места происшествия и записью разговоров участников с полицией.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
У Нонни де ла Пенья очень специфические представления о том, что такое VR-журналистика. Она отказывается от роли журналиста как рассказчика, бросая зрителя в эпицентр событий. Ее методы эффективны, но опасны. Одна из важнейших функций журналиста как посредника — это трансляция эмоционального переживания в некий рациональный опыт. В фильме Кiya, как и в других проектах де ла Пенья, этот фильтр отсутствует, поэтому все, что я могла сказать после его просмотра, — «Сегодня я видела, как застрелили женщину». Подобная жестокость кажется мне не просто неоправданной, но и работающей против самой идеи иммерсивной журналистики: зритель может просто отказаться воспринимать происходящее или, что еще хуже, потерять чувствительность к виртуальному опыту. Фильтр журналистики нужен, чтобы поместить зрителя в контекст истории и помочь проанализировать ее в этом контексте. Если вы показываете что-то миру, особенно в VR, важно четко осознавать, зачем вы это делаете.
Увидеть мир через призму болезни
Многие состояния и заболевания затрагивают не только физические возможности тела, но и когнитивные. Показать измененное состояние сознания — задача еще более сложная, чем показать другое тело или окружение.
Фильм, который показывает мир глазами девушки с синдромом хронической усталости, вышел в прошлом году одновременно с документальным фильмом о судьбе Дженнифер Бреа и других людей, страдающих от этого синдрома. В Unrest VR можно увидеть, как проходят дни Дженнифер, из-за болезни практически неспособной встать с кровати.
A Walk Through Dementia
Доступно для всех устройств, но большинство функций (взаимодействие с объектами)
— только в приложении Google Cardboard

Проект центра Alzheimer's Research UK позволяет пережить на себе симптомы деменции. Создатели A Walk Through Dementia хотели рассказать о ней и объяснить, с какими трудностями сталкиваются пациенты ежедневно. Зритель проживает симптомы деменции в трех ситуациях: в супермаркете, дома и по дороге домой.
Notes on Blindness (by ARTE)
Доступно в Oculus, AppStore и GooglePlay
Проект, выпущенный немецко-французским каналом ARTE, основан на аудиодневнике писателя Джона Халла: несколько лет его зрение постепенно ухудшалось, пока он не ослеп окончательно в 1983 году. Notes on Blindness состоит из нескольких глав, в которых под записи Халла можно наблюдать за ускользающим миром: населяющие его объекты витают в пространстве отдельно друг от друга, то теряя, то вновь обретая форму и объем.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
Все три вышеперечисленных проекта предлагают не столько почувствовать на себе то или иное заболевание, сколько понять состояние тех, кто с ним живет. Это путешествие в чужое сознание, а не чужое тело. Здесь особая роль отводится рассказчику - проводнику в измененную болезнью реальность. Это отличный пример того, каким огромным потенциалом обладает звук в VR: голос — это очень мощный и интимный инструмент. Именно за счет голоса погружение в новую реальность происходит постепенно и зритель волен нырнуть так глубоко, как он сам себе позволит; особенно хорошо эта плавность удалась в Notes on Blindness.
Потерять всю человечность
Если воплощение в другого человека покажется недостаточным, можно обратиться к другим живым организмам. Конечно, мы не можем посмотреть на мир глазами гриба или растения (потому что у них нет глаз), так что здесь придется положиться на фантазию художников. Солидарность со всем живым — достаточно благородный порыв, чтобы оправдать подобное жульничество.
In the Eyes of the Animal
Доступно для всех устройств и в браузере
Виртуальная прогулка в лесу от лица разных животных. Устройство глаза человека и доступный нам световой спектр — лишь одна из ветвей эволюции зрения, и другие животные видят совершенно иным образом. ITEOTA позволяет представить, каким видят мир другие животные, а именно комар, стрекоза, лягушка и сова.
Перевоплощение в растущее дерево. В Tree VR зритель ускоренно проживает жизнь растения, от прорастающего семени в земле до взрослого дерева, тело превращается в ствол, а конечности — в ветви. Для усиления эффекта во время официальных демонстраций Tree VR в воздухе распыляют запах леса.

Наоми Рот
журналистка и VR-исследовательница
Судя по всему, наше чувство самоидентичности крайне пластично: мы можем спроецировать себя в тело и лобстера, и дерева, и вообще любого организма. Опыт переноса в другую живую форму — это скорее размышление о своем собственном метакогнитивном опыте, чем обмен с другим организмом. В реальности вы можете заболеть или попасть в тюрьму, но в дерево вы точно не превратитесь. Все перечисленные проекты сугубо антропоцентричны, потому что созданы людьми для людей. Впрочем, они заставляют задуматься о том, как мы связаны с другими организмами, можем ли мы проецировать на них свои ценности и законы, можем ли мы чему-то у них поучиться. Превращение в другой живой организм — это также опыт смирения: возможности тела лягушки и тем более ствола дерева не совпадают с нашими.
Made on
Tilda