Я связываю иллюзии с продуктивной способностью нашей зрительной системы. Это не минус и не плюс, мы продуцируем образы вне зависимости от наших желаний. Только художник, знающий об этом, может ловко использовать эти эффекты для осуществления своих идей и для достижения желаемой реакции у публики.
В моих работах я часто использовал именно такой момент иллюзорности, когда одно реальное движение порождает иллюзорное. Тем самым, глядя на мои работы, зритель синтезирует формы и воспринимает их как реальные. Такие семантические и геометрические иллюзии одинаково воспринимаются универсально — в восприятии нет региональных различий. Многие из подобных иллюзий использовались в оп-арте такими художниками как, например,
Бриджит Райли.
При наличии необходимых знаний иллюзии становятся раскрываемыми. Но, конечно, есть еще и ряд других иллюзий, как, например, интеллектуальные или социальные иллюзии. Именно благодаря продуктивности нашего восприятия рождаются мифы, без которых мир выглядел бы по-другому. Можно было бы все измерить, жить правильно и рационально. Однако без иллюзий было бы скучно, причем не только художникам, но и вообще всем людям.
Человек вообще устроен по-другому, не как машина, для которой характерна точность и у которой нет излишней продуктивности. К примеру, тело человека обладает тридцатью степенями свободы движения, которые дают ему чрезвычайную пластичность, в то время как для машины достаточно лишь шести таких степеней.