Я помню, когда вышла книга Фукуямы «Конец истории», было очень модно высмеивать его. Однако, в каком-то смысле, мы все были приверженцами Фукуямы. Даже левые, большинство левых, не поднимало фундаментальные вопросы, серьезные вопросы о будущем капитализма или государства. Они просто старались сделать существующую систему более справедливой. И более эффективной. И я думаю, что главный вопрос на сегодня — достаточно ли этого? Очевидно, наш здравый смысл подсказывает нам, что мы, человечество, каждый из нас, приближаемся к серии потенциальных катастрофических проблем и враждебностей. Экология, проблема финансирования и как управлять им, интеллектуальная собственность, кто будет контролировать биогенетику и, особенно, новые формы апартеида в нашем обществе. Говорят, что наше общество становится глобальным, Берлинская стена пала. Да, но везде появляются новые стены, даже в прямом смысле. США и Мексика, Израиль и Западный берег реки Иордан. И так далее.
Здесь я хочу обратиться к правому немецкому философу, которого я очень ценю — Петеру Слотердайку. Он сделал одно очень тонкое наблюдение о глобализме. Он сказал, что глобализм не означает, что все мы находимся в одном глобальном сообществе. Это ещё и значит, что мы отделены и изолированы от других людей («globe» в «global» также означает «купол», «колпак»). Возможно, это была отсылка к «Элизиуму», где привилегированная элита жила под защитным куполом. И это становится все более и более похоже на сегодняшнюю ситуацию. Возьмите Лос-Анджелес: есть символический купол Голливуда и Санта-Моники, а потом вы оказываетесь в Инглвуде. То есть, буквально, если вы находитесь в привилегированной части, то вы теоретически знаете о существовании бродяг и бедняков, но вы их не видите, они не часть вашего мира. Вы вспоминаете о них, когда вспыхивают ожесточенные восстания или протесты.
Итак, проблема, поставленная Фукуямой: сможет ли либеральный демократический капитализм, в отдаленном будущем, решить эти проблемы? Я думаю, нет, к сожалению. Интересно заметить, что даже сам Фукуяма больше не является приверженцем Фукуямаизма, он признался, что «Конец истории» устарел. Поэтому вот она, сегодняшняя проблема — как хотя бы представить альтернативу. Даже Голливуд понимает, что нас ждет апартеидное общество, если события будут развиваться по такому же сценарию. «Голодные игры», «Элизиум» и им подобные. Но что делать? Проблема остается. У меня нет легких решений.