Выжать максимум

15 правил, которые помогут
выучить все в срок и сдать сессию

Сессия — выматывающее и тревожное время, которое нужно пережить с минимальными потерями, получив максимальные результаты. «Теории и практики» благодаря читателям уже вывели 9 терапевтических правил, основанных на реальных историях. Еще 15 действенных правил (подкрепленных научными исследованиями) о том, как читать быстрее, запоминать лучше и помнить больше, — в новом, спасительном материале T&P.
«Как показывают исследования, 41% пунктов из списков дел не выполняются никогда.

Существует другой подход к планированию дня, при котором работать надо с временными блоками, а не с перечнем задач. То есть каждый промежуток времени посвящается какому-то конкретному заданию (или заданиям). Такой способ помогает увидеть, где человек переоценивает свои силы, и сфокусироваться на текущей задаче.

Профессор Джорджтаунского университета Кэл Ньюпорт утверждает, что таким образом время распределяется более эффективно. Например, можно собрать быстровыполнимые задачи вместе в одном блоке и оставить более сложные на те моменты, когда времени много. Таким образом, в частности, можно оценить, сколько остается свободных часов».
«Перерывы тесно связаны с двумя режимами внимания, в которых может работать мозг. Первый — это режим концентрации, так называемый central-executive mode, второй — режим „блуждания“ (mind-wandering mode). Последний активизируется при чтении литературы, любовании искусством, прогулках или дневном сне. 15 минут в таком режиме позволяют перезагрузить мозг и почувствовать себя свежим и отдохнувшим. Мысли в это время просто бессвязно возникают в голове, вы их не контролируете. Надо заставлять себя периодически переходить в режим „блуждания“, отключаться от интернета и электронной почты. Кроме того, у вас наверняка есть задачи, которые требуют большого количества времени на выполнение, и задачи, на которые достаточно выделить несколько минут. Не стоит весь день перескакивать с одного типа задач на другой. Лучше выделить на проверку почты определенное время (например, дважды в день) и прочитывать сразу все поступившие сообщения, а не заходить в почту после каждого уведомления».
«Один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: „Тише“. Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов „сбивается“ хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой».
«Перечитывание или подчеркивание — особенно неэффективные способы запоминания. Это пассивные действия: вы просто бегло просматриваете материал. Вы в нем ориентируетесь, но не знаете его. Для того чтобы выучить что-то получше, надо делать нечто более сложное, требующее создания связи между вами и текстом. [Вы можете] объяснять что-то самому себе [или] просто устроить себе опрос. Если вы готовитесь к встрече, то будет гораздо лучше, если вы отложите материал и будете задавать вопросы самому себе. А простое перечитывание дает вам ложное чувство безопасности».
«По словам исследователей, для пересказа от студентов требуется больше усилий, чем для того, чтобы перечитать или переслушать текст, но и результат будет лучше. Поэтому они советуют, например, придумывать и записывать вопросы на тему прочитанного или увиденного и чуть позже самому же на них отвечать. При этом нет ничего страшного в том, что какие-то детали забываются, поскольку наш мозг старается запоминать важную информацию: иначе ему бы приходилось каждый раз продираться через тонны бесполезных фактов».
«Составлять хорошие конспекты тяжело: нужно одновременно слушать лектора, обдумывать то, что он говорит, и понятно это записывать, чтобы можно было доработать тему самостоятельно. <…> Метод Корнелла поможет не тратить время на запись под диктовку и делать более обдуманные записи. Чтобы удобнее организовать текст, нужно разделить лист на три части: для основных тезисов, вспомогательных заметок и выводов. А по ходу лекции распределять услышанное по секциям и делать пометки в местах, которые вызывают вопросы, чтобы сразу было видно, над чем работать дома».
«Специалист по нейролингвистике Грэм Шоу утверждает, что, если необходимо запомнить что-то как можно быстрее, изучаемый объект нужно нарисовать. И неважно, насколько хорошей получится иллюстрация: мозг в любом случае считает и зафиксирует эти образы. Зарисовывать можно и простые факты, и абстрактные понятия, и даже целые концепции, главное — наделить каждую деталь рисунка смыслом, чтобы в дальнейшем можно было расшифровать нарисованное. Этот метод хорошо работает с терминами, которые не все могут понять (и тем более запомнить), просто прочитав объяснение. В этом случае необходимо разбить смысл термина на конкретные визуальные образы и сгруппировать их так, чтобы каждый обозначал конкретный аспект».
«Фотографии помогают нам запомнить какой-то момент в деталях — при этом неважно, посмотрим ли мы на снимки хотя бы раз после того, как они были сделаны. К такому выводу в ходе исследования пришли американские ученые; результаты их работы опубликовал журнал Psychological Science. Для эксперимента были отобраны 294 человека: им нужно было пройтись по выставке этрусских артефактов с аудиогидом. При этом половина из них получили фотоаппараты и задание сделать как минимум десять снимков. В конце экскурсии всем участникам задали вопросы о предметах, которые были представлены на выставке. Как оказалось, „фотографы“ опознали почти на 7% больше экспонатов, чем посетители без камер».
«Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче „Use Your Brain“. Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов».
«Эмоции активизируют память. Если попросить обычного человека назвать события, произошедшие с ним несколько лет назад, скорее всего, он вспомнит самые важные вехи своей жизни: рождение детей, встречу или расставание со спутником жизни, переезд, смену работы, яркие путешествия. Все эти события в свое время вызвали сильные эмоции и потому запомнились. Все остальное, как правило, стирается из памяти как нечто обыденное, не представляющее интереса. Иными словами, вы помните только то, что вам нужно помнить, и то, что вас действительно волнует».
«Неуверенность выражается не только в том, что вы говорите, но и в том, как вы это делаете. Коллеги рассказывали мне, что понижали голос, чтобы выглядеть более авторитетными в трудные моменты, или использовали высокопарные слова. У социологов даже есть термин, обозначающий то, как люди изменяют свою речь, чтобы звучать более солидно: лингвистическая неуверенность. Она возникает, когда человек чувствует, что его язык сигнализирует о его неполноценности. Он пытается — сознательно или нет — „позаимствовать престиж“ другой социальной группы, выбирая нетипичную манеру разговора. Лингвист Уильям Лабов впервые исследовал это явление в 1960-х. Он обнаружил, что в Нью-Йорке представители высшего класса произносят звук „r“, а горожане из низов чаще опускают его на конце слов или перед гласными. Ученый попросил работников из престижного торгового центра Saks на Пятой авеню и дисконт-магазина S. Klein произнести словосочетание „forth floor“. Оказалось, что сотрудники Saks гораздо чаще пытаются имитировать „элитное“ произношение».
«Когда мозг чему-то учится, он выращивает новые связи между нейронами. А это процесс медленный и дорогостоящий, на него нужно тратить много калорий, сахара, кислорода, энергии. Вообще, человеческий мозг, притом что его вес составляет всего 2% от веса всего тела, потребляет около 20% всей энергии, которую мы получаем. Поэтому при любой возможности он старается ничему не учиться, не тратить энергию. <…> Главное в обучении — это сон. У него много функций: поддержание здоровья, иммунитета, обмена веществ и разных сторон работы мозга. Но все нейробиологи сходятся в том, что самая главная функция сна — это работа с информацией и обучением. Когда мы освоили какой-то навык, то хотим сформировать долговременную память. Новые синапсы растут несколько часов, это долгий процесс, и мозгу удобнее всего это делать именно тогда, когда вы ничем не заняты. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и стирает то, что из этого надо забыть».
«Как сообщает The New York Times, исследователи нашли связь между строением мозга детей и их занятиями аэробикой. К тому же оказалось, что школьники, которые делают физические упражнения перед тестами по математике и чтению, демонстрируют более высокие результаты, чем их неспортивные товарищи. То же подтверждает и ирландское исследование, в котором участвовали студенты колледжей: участники намного лучше справлялись с заданиями на запоминание, если перед этим полчаса катались на велосипеде. Возможное объяснение такого эффекта в том, что физические упражнения увеличивают производство нейротропного фактора головного мозга (BDNF) — протеина, который способствует здоровью нервной системы».
«…Запахи тимьяна, лаванды и мелиссы воздействуют на зону сна в мозге, и поэтому способствуют расслаблению. А лимон, розмарин и мята, наоборот, делают учебный и рабочий процесс более эффективным. Той же цели служат базилик, шалфей и эвкалипт, которые также помогают избавиться от сонливости. Ароматы полыни и лимона одновременно повышают точность работы и увеличивают ее скорость. Что касается улучшения памяти, то тут с пользой может послужить вышеупомянутая лаванда, которая увеличивает объем кратковременной памяти, что может сделать ее необходимой при подготовке к экзаменам, а также шалфей и эвкалипт. Способствует улучшению памяти и розмарин, который наравне с лимоном и мятой является наиболее сильным стимулятором эффективности, что было доказано в ходе различных исследований. К примеру, швейцарская фирма SENSODOR Duftmarketing, которая занимается внедрением ароматических технологий при обустройстве офисов, провела собственное исследование, которое показало: секретарши фирмы стали допускать на 54% меньше ошибок и описок в текстах после вдыхания паров лимонного эфирного масла».
«Энергия, которую дает вам стресс, не только помогает телу, но и стимулирует работу мозга. Адреналин обостряет чувства. Зрачки расширяются, чтобы пропускать больше света, слух обостряется. При этом головной мозг быстрее обрабатывает сигналы, поступающие от органов чувств. Лишние мысли отключаются, менее важные задачи временно теряют актуальность. Внимание концентрируется, вы впитываете и обрабатываете больше информации».
Made on
Tilda