СПЕЦпроект С ФОНДОМ ГЕНРИХА БЁЛЛЯ
«Шли бы вы, милая,
в театральный»:
8 историй о гендерной
дискриминации в науке
«Теории и практики» при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля поговорили с женщинами, которые строят научную карьеру, о том, существует ли дискриминация среди ученых, можно ли совместить семью и работу и как не дать себя в обиду в науке.
Текст: Елена Киселева
Фотографии: Олег Бородин
«Прикинь, каково ее мужу — жить с доктором наук»


Софья Гаврилова
географ, картограф, 29 лет
Окончила географический факультет МГУ (специалитет и аспирантура). Сейчас докторант Оксфордского университета. Опыт работы — лаборатория снежных лавин и селей, Высшая школа урбанистики (лектор)
Во время моей работы в России я сталкивалась и с разными гендерными клише (например, «Прикинь, каково ее мужу — жить с доктором наук» — академическая адаптация более привычного «У тебя просто мужика нормального никогда не было»), и с фактами: большинство завкафедрой — мужчины, в деканате — мужчины. Мой факультет и область знания — полевые, что предполагает очень высокие требования к здоровью и физической форме. В свое время при распределении я не попала на кафедру своей мечты — проходила по баллам, но при прочих равных предпочтение отдали мужчине, открыто мне об этом заявив и сказав: «И слава богу, так здоровее будешь, не отморозишь себе ничего». С одной стороны, это совершенно недопустимо, сильно повлияло на всю мою дальнейшую карьеру и жизнь — мне было очень обидно, и я остро чувствовала несправедливость. С другой стороны, ряд физических нагрузок и климатических особенностей может негативно повлиять на женское здоровье, а мальчик физически в гору может поднять больше килограммов. Но все равно страх и всегда настороженное ожидание, что меня куда-то могут не взять из-за того, что я женщина, у меня остался.
Остальные случаи — бытовой сексизм: когда тебя принимают за хостес на конференциях, а ты докладчик; вечное «деточка»; даже со степенями и публикациями прилипшее бухгалтерское «сбегай отнеси бумажки на подпись». В Великобритании попробуйте отпустить один из таких комментариев. Это может не только разрушить карьеру, но и стать причиной судебного разбирательства. Хотя если спросить самих английских академиков, ручаюсь, что они тоже будут говорить, что дискриминация есть и женщинам намного сложнее получать высокие посты.

Кстати, во время самих экспедиций и проектов в труднодоступных местах такой дискриминации намного меньше. Тебя не заставят варить кашу каждый день только потому, что ты женщина, но и никто не обязан помогать тебе тащить твой рюкзак, хотя общественного груза при распределении дадут чуть меньше. Я бесконечно благодарна своим коллегам, которые доверяли мне сложные задачи, будили утром с предложением «быстро сбегать на вершину померить пару показателей» и не ставили то, что я женщина, во главу угла. Хотя бывали и исключения. Буквально этим летом начальник моей экспедиции не разбудил меня на один из выездов, который включал поход на лодке, аргументируя это тем, что «женщина на корабле — плохая примета». Больше я, конечно, с ним дел не имею.

Несколько месяцев за Полярным кругом отлично всех уравнивают. Мне кажется, долгие экспедиции меня во многом сформировали. Я привыкла рассчитывать только на себя, всегда беру столько вещей, сколько я могу сама на себе нести, и не жду скидок или помощи (в том числе физической) из-за того, что я женщина. Если надо просверлить дырку, беру дрель и инструкцию, а не ищу мужчину с дрелью.

Мне кажется, в России дискриминация в науке и образовании начинается еще в семье и дошкольном воспитании. Гендерные стереотипы оттуда мигрируют до академии — как до замка из слоновой кости для самых умных. А девочки кто у нас обычно? Девочки обычно красивые. В розовых платьях, блестках — будущие мамы, принцессы, в четыре года с проколотыми ушами и помадой, с Барби и наборами посуды. Перевесить это очень сложно — должны быть и ролики (типа того злосчастного ролика Nike, только в научной сфере), и стипендии, и программы помощи, и, конечно же, увлекательная и доступная научно-популярная литература. Надо поднимать имидж науки — платить не нормальные, а большие деньги научным кадрам, чтобы наука была желаемой областью, а не уделом чудаков и неудачников, как сейчас это бытует в представлениях большого количества людей, объяснять и популяризировать механизмы и схемы, принятые в академии (меня даже в ближайшем кругу родственников спрашивают: «Ну когда ты закончишь учиться, вечный студент, и найдешь нормальную работу?»), предоставлять условия, увеличивать мобильность научных кадров, давать больше исследовательской свободы. Конечно, прикольно быть фриком, но на 15-й год, если честно, устаешь.
«В России на женщину оказывается слишком много общественного давления»


Виктория Коржова
нейробиолог и консультант по научной карьере для студентов и аспирантов, 28 лет
Окончила магистратуру в СПбГУ, учится в аспирантуре в Университете Людвига-Максимилиана в Мюнхене и работает над своим исследовательским проектом в Немецком центре нейродегенеративных заболеваний. В качестве консультанта по научной карьере ведет обучающие онлайн-программы и проводит личные консультации для русскоговорящих студентов и аспирантов.
У меня есть опыт исследовательской работы в России, Швейцарии, США, Израиле и Германии. Россия среди этих стран — самая патриархальная. У нас по-прежнему считается, что к 25 годам женщина должна уже выйти замуж и родить ребенка, а лучше двух. Это не хорошо и не плохо, но семья однозначно ограничивает карьерные возможности женщины — она оказывается привязана территориально к работе мужа, садику и школе детей и не может проводить лишние часы на работе, так как семья требует внимания. Поэтому российские женщины и девушки гораздо реже строят международную карьеру, чем мужчины. А международность — это норма и обязательное требование современной науки.

В Европе и США 22–30 лет — это время, когда женщины и мужчины активно учатся, развивают свои профессиональные навыки, получают опыт работы за рубежом, проходят стажировки, запускают свои проекты (это риск, который тоже плохо совместим с семьей). В результате к 30–35 годам они становятся опытными профессионалами, у которых достаточно большой выбор карьерных возможностей. Женщины в России к этому возрасту, как правило, с детьми, но без того карьерного капитала, который позволит им преуспеть в международной научной среде. Хочу оговориться, что вижу много плюсов в том, чтобы создать семью и родить детей в 20–25 лет. И я знаю примеры, когда женщинам удавалось совместить это с построением успешной научной карьеры. Но мне кажется важным, чтобы решение о том, чему отдать приоритет — семье или карьере, — в каждый конкретный момент было за женщиной. В России же на женщину оказывается слишком много общественного давления. В Германии такого нет. Например, если в России считается нормальным при первом знакомстве с женщиной спрашивать про ее семейное положение и детей, то в Германии этот вопрос в первом разговоре не задают, особенно если женщине меньше 30. Вообще, в Германии гораздо больше уважают личную жизнь людей и обычно не задают вопросов о ней, пока человек сам не начнет рассказывать.
Мне лично не приходилось сталкиваться с тем, чтобы мой гендер как-то мешал моим целям или сказывался на профессиональном общении. Но нужно отметить, что я не из пугливых и умею отстаивать свою точку зрения. Меня непросто смутить. Я выросла в провинции и, хотя сразу после школы не смогла поступить в МГУ, не стала довольствоваться слабым уровнем преподавания биологии в родном городе, а поступила через год в СПбГУ. За шесть лет учебы в университете я съездила на три зарубежные стажировки и несколько международных конференций, хотя никто меня никуда не проталкивал и связей у меня не было. Просто было интересно, хотелось учиться новому и стать профессионалом. В аспирантуру я поступила в три хороших научных центра и выбрала в результате лучший вуз Германии. Главное — я не боялась пробовать и не бросала какие-то затеи, когда с первого раза не получалось. Например, в зарубежных стажировках родной университет меня совсем не поддерживал, создавая все новые бюрократические препоны. В результате дошло до смешного: для того, чтобы поехать на трехмесячную стажировку в США, я взяла академ, а потом вышла из него досрочно перед сессией. Оформить мое отсутствие в универе во время семестра как-то по-другому оказалось нельзя.
«Шли бы вы, милая, в театральный. Зачем вам эта наука?»

Виталина Киргизова
генетик-иммунолог, 22 года
Окончила биологический факультет МГУ, получила образование по биоинформатике, иммунологии, экономике и менеджменту биотехнологий в University of Cambridge, Instituto Gulbenkian de Ciência, Bioinformatics Institute, факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ. Сотрудник Института биоорганической химии РАН, занимается популяризацией науки, ведет блог vitalinabiology.com и курирует образовательную программу по биотехнологиям Biotech Weekend в Digital October
Помню, когда я, призер Всероссийской олимпиады, относила свои документы на биологический факультет МГУ, одна из пожилых сотрудниц приемной комиссии, приклеив фотографию к моему личному делу, вздохнула: «Шли бы вы, милая, в театральный. Зачем вам эта наука?» Тем не менее на биофак МГУ поступает примерно в два раза больше девочек, чем мальчиков. Плюс благодаря своей усидчивости и старательности до выпуска доживает больше девушек. Иногда на кафедрах среди 10 студентов нет ни одного молодого человека. Поэтому девушки на полевом отделении в экспедициях вынуждены и дрова рубить, и костры разводить, и лодки на своих плечах носить… Мальчики, особенно неглупые, на биофаке очень ценятся.

Возможно, гендерная дискриминация связана с биологической и психофизиологической предопределенностью женщины. Мужчины по своей натуре легче идут на риск, занимаются авантюрными проектами. Женщины зачастую менее склонны поставить все на карту. Зато за многими нобелевскими лауреатами — руководителями проектов, формирующими цель проекта, стояли женщины-исследователи, которые тщательно выполняли огромный пласт тонкой экспериментальной работы, требующей колоссальной концентрации. Успешно проучившись первый год и выжив в двухмесячной биологической практике, я по приглашению пошла устраиваться на свою первую официальную работу. В числе первых вопросов от профессора, члена Европейской академии наук, был такой: как скоро я планирую выходить замуж и заводить детей. Я вполне адекватно оценила вопрос — ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей традиционно занимается женщина. Руководители лабораторий учитывают, что, возможно, вкладывают уникальные знания, ресурсы и свои силы в сотрудника, который в момент создания семьи навсегда покинет науку.

Вообще, каждый раз на собеседованиях и интервью мне приходилось доказывать, что да, я заинтересована в фундаментальных исследованиях и не планирую бросать научную карьеру. Когда я поступала на свою первую кафедру, заведующий во время собеседования поинтересовался, действительно ли я планирую продолжить заниматься наукой, а не добиться успехов в модельной индустрии. В любом случае я мирюсь со всем и стараюсь не акцентировать внимание на дискриминации. Например, слежу за премией L'Oréal-UNESCO для женщин в науке. Она престижная, и получает ее небольшое количество лауреатов каждый год. В прошлом году ее обладателем стала одна из моих преподавателей в МГУ. Безусловно, одна междисциплинарная премия — это ничто в контексте всего спектра наук. В России недостаток премий и грантов для женщин-исследователей, а из стипендий я не могу назвать ни одну. Видимо, в финансировании российских исследований столько материальных пробелов, что не до зарубежных трендов по поддержке женщин в науке.
«В Америке ребята по очереди подвозили меня домой, так как я жила довольно далеко от кампуса»


Анастасия Наумова
химик, 22 года
Окончила ВХК РАН, РХТУ. Работает в Skoltech и лаборатории компьютерного дизайна материалов МФТИ
Мне кажется, понятие дискриминации женщин в науке и образовании появилось не из-за дискриминации как таковой (ее уже нет пятьдесят лет как), а из-за того, что женщины ввиду эволюционных особенностей своей психики реже посвящают свою жизнь научной деятельности, чем мужчины. В науке ты никогда не можешь быть на 100% уверен в успешности результата, то есть приходится идти на риск, что эволюционно более характерно для мужчин, чем для женщин. Таким образом, ввиду меньшей численности женщин-ученых и появилось это ложное представление о дискриминации женщин в науке.

За свою научную карьеру я успела поработать в нескольких научных группах в разных странах мира (Россия, Америка, Китай, Швейцария). На мой взгляд, гендерная дискриминация если и есть, то направлена не против женщин. По моему опыту, девушки в науке всегда в меньшинстве, поэтому к ним особо бережное отношение (этого я в явном виде только в Америке не почувствовала — там равенство). Во всех лабораториях, в которых я работала, я долгое время была первой и единственной дамой в коллективе, поэтому мужчины по-джентльменски старались мне помочь. Хотя и в Америке ребята на машине по очереди подвозили меня домой, так как я жила довольно далеко от кампуса.
В Штатах ситуация несколько отличается от России тем, что они стремятся к полному равенству во всем, начиная от количества нагрузки на женщину/мужчину и заканчивая количеством сотрудников обоих полов. Поскольку женщины и там не с большой охотой идут в науку, то приходится много и усиленно работать, но зато продвижение по карьерной лестнице происходит гораздо проще, чем у мужчин, так как в их рядах конкуренция больше. На мой взгляд, такая американская система неверна: в науке не гендерная принадлежность должна определять профессиональную состоятельность, а список значимых публикаций. Аналогичная ситуация наблюдается, например, и для всех этнических меньшинств. То есть, выбирая между двумя кандидатами на профессорскую должность, с наибольшей вероятностью выберут женщину или человека с индейскими корнями, нежели любого другого.

В России, Китае, Швейцарии и многих других странах ситуация иная: успешность человека в науке определяется его компетентностью вне зависимости от национальности и пола, что, по-моему, более правильно. Бывало, конечно, еще во время обучения в вузе, что профессора старой закалки по-особенному относились к девочкам, изначально считая, что они умными в принципе быть не могут. Но такая точка зрения встречается все реже.
«В научном мире порой не хватает гендерных различий, а не тотального равенства»


Виктория Савельева
химик, 25 лет
Окончила магистратуру РХТУ им. Д. И. Менделеева. Аспирант во французском Национальном центре научных исследований (Centre national de la recherche scientifique, CNRS) в Страсбурге (Эльзас, Франция)
Как бы странно это ни звучало, но в научном мире порой не хватает гендерных различий, а не тотального равенства. Скажем, невозможно требовать одинаковый опыт работы к 35 годам для мужчин и женщин. Как можно проработать на двух-трех позициях в разных странах по всему миру и одновременно родить и воспитывать ребенка, когда ты постоянно переезжаешь и бываешь дома только ночами? А какой муж сможет за вами путешествовать по всему миру, также постоянно меняя работу?

В прошлом году я была участником Международной конференции в Бордо (Франция), одна из секций которой была посвящена женщинам, работающим на циклических ускорителях (синхротронах). Меня очень впечатлило выступление одного доцента, мамы двоих детей, которая поделилась своим не самым приятным опытом. Время на синхротроне крайне ценно, поэтому ее группе очень повезло, когда проект получил заветную возможность. В момент очередного эксперимента на ускорителе эта девушка-доцент была беременна. И знаете, что ей сказал врач, работающий на синхротроне? «Вы в курсе, что это риск (вы получаете дозу радиационного излучения)? Решайте сами…» Решайте сами?! Я уверена, это не первый случай беременных работников. И где помощь, защита? Почему не предложить перенести измерения, поменяться с кем-то? Боясь, что другого случая не представится, девушка поехала на измерения и, слава богу, потом родила здорового ребенка. Через какое-то время — второго. И вот ей предоставляют для работы новое время на синхротроне — замечательно! Только кому оставить двоих детей? Младшего еще нужно кормить грудью (декретный отпуск во Франции очень короткий). И она едет на исследования, беря в охапку двух малышей. На минутку, это далеко не курортные условия, а круглосуточная работа, сон три-четыре часа в сумме (когда придется), стрессовые условия, шум от тысяч насосов. Может быть, это не совсем история про дискриминацию, но про желание женщины, мамы двоих детей, заниматься тем, что она любит, несмотря ни на что.

Моя хорошая подруга встретила будущего мужа во время своей аспирантуры в Бельгии — они оба иранцы. Кандидатская защищена, контракт мужа в Бельгии закончен, что дальше? Он едет в Иран, а она — нет, она просто не сможет там работать в науке, ее никто не пустит, и она находит постдок в Турции. И сколько таких семей, где женщина хочет реализоваться, но не хочет рушить семью? К сожалению, часто приходится довольствоваться малым.

Если говорить об отношении к семье, к воспитанию детей, мне кажется, политика Франции гораздо лояльнее, чем в России. Она позволяет женщине (да и мужчине тоже) совмещать обе роли — полноценного сотрудника и матери/отца. Например, в младших классах по средам дети не учатся, и работающие матери могут спокойно проводить эти дни с ребенком, пока он не подрос. Это прописано в их контракте. Или, например, школьные каникулы — святое время, которое можно провести с детьми. Кто в России может себе позволить брать отпуска на все школьные каникулы, при этом одновременно со своими сослуживцами? Во Франции почти все. Альтернативой служат а-ля детские сады при компаниях или научных институтах.

Мне кажется, прежде всего необходимо общаться и обсуждать эти темы глобально. Мы понятия не имеем о нормах и положении в других странах. И обсуждать не только своим узким женским кругом, но и привлекать к дискуссии все больше мужчин.
«Сейчас под моим руководством находятся 16 мужчин»


Софья Громова
химик
Химический факультет МГУ им. Ломоносова, кандидат химических наук. Технический директор отдела промышленности в компании «3М Россия»
Проблема сексизма в науке — не выдуманная. Если посмотреть на историю присуждения Нобелевской премии, то из 870 лауреатов всего 48 женщин, при этом меньше половины из них получили премию в области естественных и точных наук, основная же часть — в литературе и премии мира. В научном коллективе, в котором трудятся мужчина и женщина, последняя зачастую воспринимается как вспомогательный персонал. То же самое происходит, когда мы говорим о работниках лаборатории: как правило, первым возникает образ девушки-лаборанта. Считается, что даже при чтении лекционного курса одна и та же речь лектора мужчины и женщины воспринимается студентами по-разному.

В любом правиле, как известно, есть исключения. И я представляю то приятное исключение, так как мне никогда не приходилось сталкиваться с гендерными предрассудками в рамках своей работы в университете и в компании. В университете всегда ценились прежде всего научные заслуги: интеллектуальная собственность, новые и интересные разработки, умение общаться с учениками и правильно доносить информацию. Сейчас под моим руководством находятся 16 мужчин, я никогда не проводила гендерного разделения сама и не наблюдала его в «3М». В отделе, который занимается научными разработками и технической поддержкой, ценится профессионализм, инновационность, креативность и эмоциональный интеллект. И у этих понятий нет пола.

У меня есть много знакомых женщин-профессоров, которые вносят существенный вклад в науку. Так же как и женщин, успешных в бизнесе. Известно, что женский стиль руководства часто более гибкий, чем мужской. Сейчас существуют программы по поддержке женщин-ученых с семьей, которые выдают гранты женщинам, чтобы они могли совмещать карьеру в научной деятельности и содержание семьи. К таким относится, например, фонд имени Кристианы Нюсслайн-Фольхард.
«Доказывать нужно теоремы и теории, а не то, что и женщины тоже могут»


Надежда Антипова
молекулярный биолог, 32 года
Окончила биологический факультет МГУ, работает в группе мембранных биоэнергетических систем ИБХ РАН. Доцент кафедры фармацевтической и токсикологической химии РУДН и школьный учитель
Однажды мне приходилось приезжать на конференцию с ребенком. Дочке тогда было года полтора, я кормила ее грудью, но очень хотела выбраться на доклады той конференции. Мероприятие проходило в Подмосковье — пару дней я моталась туда-сюда, а на третий приехала с дочкой. Половина участников конференции умилялась, а вот другая смотрела с недоумением. Бывало, что люди подходили со словами: «Ты не умеешь организовывать свое время! Приехала тут выпендриваться — с детьми нужно в декрете сидеть! Все равно везде не успеть». К счастью, это были единицы.

Кстати, диссертацию я защищала, когда дочке было всего три месяца, а старший ребенок пошел в первый класс. Было тяжело, но уж как сложилось. И меня никто не жалел тогда. Мы с оппонентом часами сидели и беседовали, потом я говорила, что у меня кормление, и уезжала. Чтобы мне что-то просто так спустили с рук только потому, что я молодая мама, — такого не было. Думаю, в этом ничего особенно плохого нет. Главное ведь не в том, чтобы женщин в науке жалели. Главное — чтобы уважали. Сейчас Федеральное агентство научных организаций отказывается от детских садов в РАН — вот это проблема. Это создает непреодолимые трудности аспирантам и молодым ученым без жилья в Москве с тем, чтобы пристроить своих детей.

Доказывать нужно теоремы и теории, а не то, что и женщины тоже могут. Из практики — мужчина может работать в лаборатории с утра до вечера, и все это принимают. Но если так поступает замужняя дама с детьми, это уже воспринимают неоднозначно и начинают искать проблемы в ее жизни. Женщинам в науке нужна моральная поддержка, а не осуждение в стиле «Выходите скорее из декрета, а то больше думать не сможете». А еще простое понимание, что сосредоточенная мать, спланировавшая эксперимент, ничуть не уступает неторопливому мужу науки, который может долго сидеть и целый рабочий день заставлять себя уже что-то сделать.
«Женщины застревают на административных позициях и в учебно-методических отделах »


Маргарита Завадская
политолог, 30 лет
Окончила магистратуру Европейского университета в Санкт-Петербурге. PhD Candidate в European University Institute в Италии. Научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге, старший научный сотрудник лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ (Москва — СПб)
Первый раз я осознала факт довольно откровенной дискриминации, когда настал момент выбора аспирантуры. Аспирантуру часто используют как средство избавления от армии молодые люди, которые могут и вовсе не иметь академических устремлений. Мне известна кафедра, которая, несмотря на блестящий в научном плане состав, брала в аспирантуру исключительно юношей. Зная о такой особенности, мои коллеги-девушки для продолжения карьеры сразу уезжали в другие города и страны, даже не подавая сюда документы.

Во-вторых, женщин — научных сотрудников и аспиранток часто наделяют административно-секретарскими функциями по умолчанию. Мне пока известен лишь один исследовательский центр, в котором работу администратора выполняет мужчина. Я регулярно сталкивалась с просьбами организовать кофе-брейки, встретить гостей на конференции — словом, проявить заботу. Так женщины и застревают на административных позициях и в учебно-методических отделах.

Встречались и регулярные ситуации с «менсплейнингом» со стороны умудренных опытом докторов наук. Порой бывает сложно понять — это потому, что ты девушка («милочка», «голубушка»), или потому, что ты еще пока молодой коллега и «не дорос». Буквально недавно на открытой лекции известного специалиста ведущий, который модерировал вопросы, позволил себе пошутить насчет женщин и затем передал слово коллеге-женщине со словами «А теперь женский вопрос». В зале тут же раздался хохот.
По сравнению с бизнесом или карьерой чиновника заниматься наукой в России не так уж и престижно. Ни для кого не секрет, что чем профессия менее элитна, тем больше в ней будет доля женщин, которые традиционно занимают менее оплачиваемые и статусные позиции на рынке труда. Поэтому число женщин-преподавательниц в высшей школе в России довольно внушительно. На первый взгляд это может выглядеть как отсутствие проблемы, но если сделать поправку на уровень заработной платы и статусность административных позиций, то снова увидим дисбаланс.

Российская академия страдает от такого числа недугов, что дискриминация, пожалуй, не самый страшный из них. Дискриминируют ведь не только по полу, но и наличию-отсутствию связей, «иногородности», принадлежности к другой академической школе и целому ряду других параметров. Но если когда-то дело все-таки дойдет до институциональных механизмов решения проблемы, мне кажутся довольно эффективными методы вроде CV blind review, когда кадровая комиссия не видит пол (а также этническую принадлежность) заявителя. Либо регулярные мониторинги независимых университетских комиссий по этике с помощью анонимных корпоративных опросов и прописанной процедуры урегулирования конфликтов и неоднозначных ситуаций. В университетах, где мне довелось учиться, стажироваться или просто проводить время, я обнаружила, что всегда, независимо от политических или идеологических воззрений руководства, существует Diversity committee (дословно «комитет по разнообразию») или его аналог, который следит, чтобы соблюдался относительный баланс учащихся и сотрудников университета: расовый, гендерный или какой-либо иной. За время моей учебы в Италии неоднократно вставал вопрос о нехватке женщин-преподавательниц на факультете. Например, моя коллега накануне защиты диссертации настояла на том, чтобы в ее диссертационном комитете (аналог диссовета в России) было не меньше половины женщин.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются женщины в науке как в России, так и за рубежом, — это отсутствие ролевых моделей успешной женщины-ученого. Как однажды высказалась одна американская профессор(ка), «для студентов ты либо мамочка, либо стерва». И аспирантам, и аспиранткам в ходе профессиональной социализации приходится ориентироваться на мужские ролевые модели в своей академической карьере. Как известно, женщин несколько больше в так называемых гуманитарных науках, которые, как мы знаем, кое-кто из коллег и за науку не считает. Впрочем, там и денег меньше.
Made on
Tilda