Мне нравится манера
Майкла Сандела вовлекать аудитории в большую лекцию. Это гарвардский философ, у него есть лекции, на которых он стоит за кафедрой в аудитории, где сидят 600 человек, обсуждает этические проблемы, и люди вскакивают, кричат в микрофон, спорят, голосуют. Он на очень высоком уровне все это модерирует. Может быть, его книги по философии не являются великими научными работами, но то, как он вовлекает людей и показывает, что теории имеют непосредственное отношение к жизни, на меня, например, производит впечатление, и я могу считать это ориентиром.
Мне кажется, что сейчас много где появилась идея, что нужно менять институт школы. Если вы читали Фуко, вы знаете, что школа возникла не случайно, а служит инструментом власти. Сейчас люди начинают сопротивляться ориентирам и стандартам, спущенным сверху, они хотят прозрачности. Есть потребность исключить из образования политику, унификацию, сделать его более динамичным. Все шире распространяется идея о том, что оно должно быть больше устроено как сервис, который под вас подстраивается и учитывает ваши особенности. Такси про вас думает, а школа — нет. Вы даже не знаете, как работает ее интерфейс, куда написать запрос, чтобы вас услышали.
Я не говорю, что нужно уничтожить все школы. Просто не обязательно все это поручать государству — мы сами можем придумать себе школы, или, может быть, она нам вообще не очень нужна. Возможно, вас устраивает, что дети учатся дома, про уроки им рассказывают симпатичные люди, которые
не ставят оценки. Школа — сложный и консервативный институт, построенный с целями, которые нам сегодня не близки. Нам не нужны грамотные солдаты, которые наизусть помнят гимн страны и способны построиться в шеренги и куда-то отправиться. То есть все можно развинтить и собрать заново: существуют уже
финские школы, множество педагогических направлений. В Силиконовой долине существует
The Minerva Project: группа профессоров получила возможность построить университет с нуля, не отталкиваясь ни от каких стандартов. Они также основываются на идее active learning, но поняли, что им не нужны лекционные залы. Все студенты в определенный момент выходят в онлайн, в программе типа Skype видят всех своих товарищей по группе и занимаются. При этом они могут объединяться в разные группы, у каждого — индивидуальный образовательный курс. Живут при этом студенты вместе, чтобы они могли видеть друг друга физически. Таким образом можно найти лучшего преподавателя в своей области, он прочитает лекцию по Skype, и его не нужно никуда перевозить. Если у вас есть свобода технологий, то выясняется, что многие привычные вещи уже не очень нужны.