— Мы уже пятый год боремся с большим количеством стереотипов. Первый из них — что у нас не музыкалки, художки и вот это вот все, а школы искусств. Потому что почти все имеют и художественное, и хореографическое, и музыкальное, и театральное отделения — они смешанного типа. Вообще, по всей России 6 тысяч этих школ, и их все по старинке относят к музыкалкам, хотя они давно работают практически во всех видах искусств. Они постепенно переименовываются в школы искусств, и дальше, я думаю, этот стереотип будет изживаться.
Второй — большое количество людей действительно с ужасом вспоминают про игру на фортепиано и про наше любимое сольфеджио. Отчасти это объясняется тем, что учить детей сольфеджио — это попытка преподавать высшую математику в третьем классе. Предмет сложный, и именно поэтому у нас в третьем классе, как правило, самый большой отток детей. Но, конечно, методики сейчас развиваются, и мы понимаем, что, когда ребенок приходит, сначала надо заинтересовать его и дать ему возможность раскрыться. А дальше, уже когда он готов и сам понимает, что для того, чтобы исполнить какое-то его любимое произведение, ему нужны знания той самой музыкальной математики, ему дается сольфеджио и все, что представляет наибольшую сложность.
Сейчас много говорят о том, что все образование должно быть максимально демократическим, ребенок вообще не должен чувствовать, что он учится. Отчасти это правда, потому что если все превращается в мучение, то мы не достигнем никаких результатов. Но, с другой стороны, дисциплину и труд тоже никто не отменял. Я сама как пианистка окончила «десятилетку» — школу, где занимаются по 10 часов в день на рояле и вообще живут только этим, потом окончила Гнесинку, аспирантуру — прошла весь путь человека, который профессионально занимался музыкой. Дети, которые являются выпускниками школ искусств — и музыкальных, и художественных отделений, — они немножко спортсмены, особенно если получали профессиональное образование. Поэтому выпускники школ искусств очень востребованы во всех других профессиях: они приобретают бесценный навык — умение работать и договариваться с собой, объясняя себе, что какие-то вещи нужно сделать — просто потому, что нужно. Сейчас очень модно говорить про креативность и совершенно не модно говорить про волю. Но в красивых проектах всегда есть верхушка айсберга, а есть все, что находится под водой. И для того, чтобы люди видели верхушку, нужно совершить огромное количество неприятной рутинной работы. Так что здесь такая противоречивая история, и мы не склонны к тому, чтобы просто ради моды говорить, что мы сейчас все демократизируем до беспредела и учиться совсем не надо будет — просто надо будет приходить и получать удовольствие. Все-таки мы думаем, что важно найти баланс.