— Примерно так, да. Это сложно объяснить в двух словах. У нас не было задачи создать внутреннее министерство образования, которое говорило бы: вот это заполни, такой будет учебный план, не заполнишь — не будет учебного плана. Мы, наоборот, хотим уйти от этого, создать очень живую видоизменяемую базу, на которой может расти все что угодно. Ты можешь взять из экспертного центра все, что работает. Если ты создал свой прикольный кейс, которым могут воспользоваться остальные, он берется в экспертный центр. Это если вкратце. Так же мы работаем с маркетингом и коммуникациями: обсуждаем, как меняется студент, какие у него потребности.
Это все технологии: есть технологии создания образовательной среды, есть технологии работы с преподавателями, чтобы мы могли внедрить их в образовательный процесс, они же у нас все не преподаватели изначально, это тоже отдельная задача. Это все выстроилось за 15 лет в технологии, которые видоизменяются на конкретную индустрию — музыка или архитектура, — но в любом случае внедряются.
Мне было важно создать именно платформу, а не вертикальную историю, когда все спускается сверху, хотя реально такими вещами управлять проще. Но мы пришли к горизонтальному управлению. В образовании очень много говорят про компетенции, про образовательные программы, про то, где взять преподавателей, но очень мало говорят про менеджмент. Для нас было важно внедрить в компанию, которая занимается образованием, самые современные технологии в области менеджмента. Поэтому все, что я рассказываю, если я рассказываю это в образовании, производит какой-то революционный эффект. Но если я это расскажу любому руководителю большой структуры вроде «Яндекса», мне скажут: ну да, у нас все так и работает. Так работает любая корпорация. Университет от этого на самом деле никак не отличается. Просто не так много менеджеров идет в образование, потому что оно считается консервативной средой в силу специфики нашей образовательной системы. У нас совершенно обратная история: все, кто пришел руководить нашими школами, — люди из технологичных сред с хорошим управленческим опытом. То есть я не могу сказать, что мы изобрели что-то гениальное — просто внедрили современный менеджмент в образование.